В качестве комплексной меры по решению проблемы «тяжелых рюкзаков», а также повышения уровня цифровизации в школах предлагается использовать планшет. Об этом на заседании правительства сообщил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдат Мусин, передает центр деловой информации Kapital.kz.
По его словам, подобные меры уже были апробированы в ряде развитых стран, в том числе в школах Великобритании, Норвегии, Южной Кореи и Турции, и показали хороший результат.
«Такая мера дала возможность школьникам создавать
собственный контент в рамках творческих предметов. В этих странах ставилась цель по снижению
«цифрового» неравенства среди регионов, а также по снижению веса рюкзаков», - пояснил Багдат Мусин.
В 2023 году, по словам министра, планируется обеспечить более 400 тыс. первоклассников планшетами через механизм сервисной модели.
По его словам, основные преимущества предлагаемого механизма, во-первых, при использовании сервисной модели, в отличие от прямого закупа снижается единовременная нагрузка на бюджет за счет распределения суммы контракта на четыре года, в течение которых ученик завершит обучение в начальных классах. Эта модель уже активно используется операторами связи при продаже телефонов и планшетов населению и бизнесу.
Во-вторых, в рамках сервисной модели помимо услуги по аренде планшетов, будут закупаться услуги по обеспечению мобильным интернетом со специальным тарифом для школьников, а также сервисному обслуживанию для обеспечения бесперебойной работы планшетов.
В-третьих, немаловажным фактором является возможность удаленного доступа к планшету для обновления списка разрешенных онлайн-ресурсов. Это так называемый «белый интернет».
«Самое главное, для снижения зависимости от зарубежного производства, данный механизм будет доступен лишь отечественным производителям», - отметил Багдат Мусин.
Он подчеркнул, что локализацию производства предлагается разбить на 3 этапа:
Первый этап – организация сборочного производства планшетов в 2023 году, который включает в себя размещение на территории страны сборочной линии основных компонентов и подготовки специалистов для дальнейшего обучения. На втором этапе нужна синергия с вузами и колледжами для обучения новых специалистов. Третий этап – должен включать в себя совокупность R&D-работ, направленных на получение новых знаний, и практическое применение при создании планшетов. Благодаря этому выпускники вузов будут работать в сфере микроэлектроники и участвовать в создании новых продуктов.
По словам Багдата Мусина, для качественного исполнения поручения главы государства предлагается совместно с заинтересованными государственными органами и мобильными операторами связи принять следующие меры:
«Во-первых, Минпросвещения совместно
с МЦРИАП в срок до 15 ноября 2022 года утвердить основные требования к планшетам, в
том числе список «белых» сайтов для доступа в интернет. Во-вторых, МЦРИАП
совместно с Минпросвещения определить ежегодный механизм закупа и передачи
планшетов ученикам. В-третьих, Министерству финансов РК совместно с
МЦРИАП до 1 декабря текущего года проработать вопрос финансирования по приобретению
планшетов по сервисной модели. Также планируется определить механизм распределения услуги по обеспечению школ интернетом между
операторами связи с учетом покрытия сети. Также
МЦРИАП совместно с операторами связи обеспечить
сервисное обслуживание для бесперебойной работы планшетов и интернета», - сообщил министр.
Он подчеркнул, что на сегодняшний день из более 7 тыс. государственных школ к сети интернет подключены 7078 школ. «Из них 5 122 сельских школы и 1 956 городских. Не подключено 20 школ, в том числе 15 сельских и 5 городских», - сообщил Багдат Мусин.
Министр отметил, что согласно рекомендации Международного союза электросвязи (МСЭ), для школ с количеством учащихся более 400 человек скорость интернета должна быть минимум 1 Мб/с на 20 учащихся. «Наш анализ показывает, что скорость в 6414 школах (90,61% от 7078) не соответствует рекомендациям МСЭ», - пояснил Багдат Мусин.
Он подчеркнул, что на данный момент в 664 школах скорость интернета соответствует указанным рекомендациям.
«В 2810 школах не соответствует рекомендациям, однако в этих населенных пунктах волоконно-оптические линии связи существуют.
В связи с этим акиматам необходимо выделить финансирование и провести работу по повышению скорости интернета в этих школах. В ряде регионов имеется необходимость прокладки ВОЛС внутри населенных пунктов, таких школ насчитывается 266. Также в 2 784 школах отсутствуют технические возможности повышения скоростей, так как потребуется строительство сетей волоконно-оптических или же радио-релейных линий связи», - сообщил министр.
Он уточнил, что для 574 школ, расположенных в отдаленных сельских местностях, планируется организовать каналы связи с применением спутниковых технологий.
Для обеспечения школ качественным интернетом, согласно
международной практике, министерство предлагает принять следующие меры:
- Во-первых, Министерству информации и общественного развития РК до августа 2023 года
повысить скорости интернета в 2810 школах до уровня, рекомендованного МСЭ,
также обеспечить строительство волоконно-оптических линий связи до 266 школ
внутри населенных пунктов.
- Во-вторых, МЦРИАП совместно с операторами в срок до августа 2024 года обеспечить строительство волоконно-оптических или радио-релейных линий связи для 20 школ, не подключенных к сети интернет, также 574 школ в отдаленных сельских населенных пунктах спутниковыми технологиями связи.
«Кроме того, в рамках нацпроекта «Комфортная школа» необходимо обеспечить обязательность наличия волоконно-оптических линий при строительстве новых школ», - сообщил министр.
Багдат Мусин отметил, что на сегодняшний день к большинству школ подведен интернет. Но из-за отсутствия локальной или сети Wi-Fi ученики не могут подключиться к сети.
Министерство предлагает реализовать комплексный подход к решению данного вопроса через организацию локальной сети и точек Wi-Fi в школах.
«Беспроводная точка
доступа должна обеспечить одновременную
работу 200 устройств и покрытие Wi-Fi всех классов, лабораторий,
административного блока и школьного двора. С учетом изложенного, предлагается совместно с
Минпросвещения в срок до конца 2023 года утвердить
типовые требования, регламент работы и топологии локальных и Wi-Fi сетей
для школ. Вместе с тем МЦРИАП совместно с операторами
связи планирует создать единый
контакт-центр операторов связи для школ», - отметил Багдат Мусин.
Он сообщил, что акиматам необходимо в срок до конца 2023 года обеспечить наличие локальных сетей в каждой школе.
Читайте также
Новые подходы по технологическому развитию рассмотрели в правительстве