28 апреля Фонд Ержана Татишева провел интерактивную дискуссию «Hard Talk: Impact инвестиции в образование: реалии, вызовы и тренды». Во встрече приняли ведущие эксперты в области образования, предприниматели, общественные деятели, представители вузов, неправительственных организаций: директор «Группы оценки рисков» Досым Сатпаев, президент «Almaty Management University» Асылбек Кожахметов, директор Фонда «InTeachMe» Захира Бегалиева, председатель Совета директоров «Kusto Group» Еркин Татишев, президент Общественного объединения "Центр анализа и стратегии "Белес" Серик Ирсалиев и др.
В ходе мероприятия участники обсудили современные реалии и вызовы, стоящие перед казахстанским образованием, вопросы инвестирования в образование.
«Какое образование нужно казахстанцам: для жизни, для экономики, для общества?», «Образование для молодых людей с инвалидностью», «Инвестиции в образование, почему это важно для безопасности и будущего страны», «Remake А Nation at RisK - не алармизм, а реальность» - неполный список тем для обсуждения, которые были предложены участникам в ходе интерактивной дискуссии.
Во время встречи были представлены результаты исследования по оценке эффективности Программ образовательных грантов Фонда Ержана Татишева и его вклада в формирование молодых лидеров Казахстана за период с 2007 по 2020 годы. В исследовании приняло участие около 400 респондентов из числа прямых и косвенных бенефициаров программ.
Всего с 2007 по 2021 год выделено 249 грантов и стипендий. Из них 89 грантов для получения высшего образования (степени бакалавра), 51 грант - для получения средне-специального образования, остальные - стипендии. Трудоустроены 84% выпускников, остальные 16% - продолжили учебу. За этот период на Программу образовательных грантов Фонд потратил 675,9 млн. тенге.
Еркин Татишев, основатель «High Tech Academy», председатель попечительского совета Фонда Ержана Татишева отметил: «Мы считаем, что в наше время образование играет решающую роль в жизни человека. В нашей стране проблема получения качественного образования стоит очень остро, поэтому наш Фонд видит свою роль в том, чтобы содействовать устойчивому долгосрочному развитию Казахстана и предоставить новому поколению возможность стать творцами будущих перемен. Мы оказываем поддержку талантливым и амбициозным молодым соотечественникам, особое внимание уделяем молодежи из малообеспеченных семей, разрабатываем и внедряем обучающие программы, оказываем помощь другим партнерским НПО в этой области. Мы рады, что большинство выпускников Фонда уже работают по своим специальностям, востребованы и конкурентоспособны на рынке труда и имеют финансовую устойчивость».
Нуржамал Иминова, консультант ОБСЕ по человеческому развитию отметила: «Основные выводы исследования свидетельствуют о том, что реализуемые программы Фонда Ержана Татишева приносят большую пользу обществу: образование становится доступным для социально-уязвимых групп населения, появилась возможность карьерного роста за счет получения качественного образования, и улучшилось экономическое положение семей. Фонд считает очень важным вкладывать в образование молодых людей, так как именно они улучшают человеческий капитал страны, а все мы получаем более качественное общество в целом».
Другие выводы исследования говорят о том, что сотрудничество с Фондом послужило хорошим социальным лифтом для стипендиатов в нахождении своего призвания. Благодаря Фонду значительной улучшилось качество жизни стипендиатов, у них поменялось мировоззрение и благосостояние, ближайшее окружение выпускников также испытывают возросший уровень финансовой стабильности и устойчивости.
Дана Жарикова, президент Фонда Ержана Татишева представила портрет выпускника школы: как он менялся на протяжении 13-15 лет на основе опыта проведения конкурсов для присуждения образовательных грантов Фонда Ержана Татишева. Так, большинство выпускников образовательных программ Фонда Ержана Татишева заняты, работают в качестве наемных сотрудников, либо в качестве предпринимателей или в статусе самозанятых. Работающие выпускники образовательных программ Фонда работают в частных компаниях - 45%, 14% являются руководителями различного уровня, около 10% являются самозанятыми. Безработных выпускников – около 4%.
Участники дискуссии пришли к общему выводу, что сегодня образование играет огромную роль в жизни общества: оно влияет на формирование мировоззрения человека, обеспечивает преемственность культуры, традиций, знаний, тем самым способствуя сплоченности общества, формированию гражданского самосознания. В постиндустриальную эпоху не материальные, а интеллектуальные ресурсы будут определять результаты успешного экономического развития. Люди с их образованием, квалификацией, навыками и компетенциями являются неисчерпаемым фактором экономического роста и безопасности страны. Казахстанскому образованию необходимы постоянные инвестиции в сфере образования, как со стороны государства, так и со стороны частного бизнеса. Только так возможно построить успешную конкурентоспособную сильную страну.