Политолог
Максим Казначеев считает, что такое развитие событий в Украине для политических
элит Казахстана оказалось «абсолютно неожиданным». «То есть эскалация конфликта
России и Украины была неожиданной не по самому факту, а по масштабам», - подчеркивает собеседник. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz он рассказал о рисках для Казахстана, стоит ли стране выходить из ЕАЭС и какие нормы можно было включить в антикризисный план.
Он считает, что ситуация вокруг Украины и соответственно на валютных рынках России будет и в дальнейшем оказывать влияние на курс тенге. «Думаю, при резком колебании курса доллара наша власть может приостановить биржевые торги валютой до стабилизации ситуации на валютном рынке. Это будет правильное решение», - считает политолог.
Максим Казначеев уверен, что одна из проблем, с которой может столкнуться Казахстан, если со стороны казахстанских властей не будут предприняты соответствующие превентивные меры, – риск роста цен на товары первой необходимости. «Еще в январе 2022 года президентом были даны поручения правительству ввести временное государственное регулирование цен на социально значимые продукты. Также президент дал поручение ввести временное госрегулирование цен на сжиженный газ, бензин и дизель. Учитывая складывающуюся ситуацию на валютном рынке, реализация этих инициатив обойдется намного дороже, чем предполагалось прежде», - считает эксперт.
Он также прокомментировал обсуждаемое в соцсетях предложение по выходу Казахстана из ЕАЭС. Отметим, уже написана онлайн-петиция на этот счет. «Проблема в том, что выход нашей страны из ЕАЭС не решит текущих проблем. Объясню, на долю России приходится более трети казахстанского импорта. Соответственно выход нашей страны из Евразийского союза обнулит транзитные возможности Казахстана. Мы должны понимать, что у нас нет выхода к морю», - подчеркивает Максим Казначеев.
Эксперт также прокомментировал, какова вероятность того, что Казахстан может отказаться от рубля во взаимных расчетах с Россией для того, чтобы курс тенге меньше зависел от него.
«В любой сделке по купле-продаже товара существует два субъекта: продавец и покупатель. В нашем случае это Россия и Казахстан. Перевод взаиморасчетов от рублей на другую валюту – это вопрос договоренности между странами. А что если продавец, в нашем случае Россия, потребует производить расчеты за свою продукцию именно в рублях, если другие варианты ее не устраивают? Да, можно отказаться от сделки, но тогда встанет вопрос о потере более 30% российского импорта», - пояснил Максим Казначеев.
Также политолог прокомментировал заявление Министерства иностранных дел РК о том, что «вопрос о признании Казахстаном Донецкой и Луганской Народных Республик не стоит». Он считает, что позиция Казахстана рациональная по двум причинам.
«Во-первых, Казахстан не субъектен в этих процессах. То есть для того, чтобы влиять на международную политику, необходимо создать современные и мощные вооруженные силы. В Казахстане, как показали события, их нет. И поэтому наша страна может лишь выражать озабоченность украинской ситуацией, не более. Признание нашей страной ЛНР и ДНР по дипломатическим соображениям рановато, потому что нам нет смысла входить в дополнительный конфликт с Западом. У нас и так внутриполитическая обстановка не совсем стабильная», - сообщил Максим Казначеев.
Во-вторых, считает политолог, Акорде сейчас необходимо проявлять предельную рациональность и заниматься восстановлением бюрократической вертикали, силовой вертикали и общей стабилизацией обстановки в стране после трагических событий января.
Он также прокомментировал, как санкции ЕС, в частности закрытие воздушного пространства для самолетов России, повлияют на Казахстан. «Самый короткий маршрут авиаперелета из Казахстана в Европу проходит через Украину, как раз над районами боевых действий. Предполагаю, что казахстанским авиаперевозчикам придется перестраивать свой маршрут и осуществлять авиарейсы через Турцию. Это самое рационально решение на данный момент. Но проблема в том, что протяженность маршрута в Европу увеличивается, соответственно повышается стоимость перелета», - подчеркивает Максим Казначеев.
В феврале 2022 года президент поручил правительству срочно принять антикризисный план в связи с ситуацией вокруг Украины. На Совете безопасности было озвучено несколько инициатив, которые стоит включить в этот план. Политолог дал свои предложения, какие с его точки зрения нормы можно включить в такой план.
«Во-первых, нужно провести полную ревизию земель сельхозназначения. Из неиспользуемых сельхозучастков можно сформировать фонд аренды для малоземельных крестьянских хозяйств. Эта мера поддержки может быть временной. Во-вторых, необходимо принимать решения по трудоустройству внутренних мигрантов. Объясню, в условиях роста цен на социально значимые товары, которого, думаю, стоит ждать. В результате безработное население может оказаться на грани выживания», - считает Максим Казначеев.
Также он уверен, что в антикризисный план Казахстану стоило включить инициативу по изменению расчетов прожиточного минимума.
«Необходимо перейти к медианному определению прожиточного минимума. При расчете этого показателя нужно учитывать не только продуктовую корзину, но и другие затраты человека: коммунальные расходы, расходы на лечение, транспорт. Таким образом, мы будем иметь более реальное представление о необходимом прожиточном минимуме. И вот этот обновленный показатель по прожиточному минимуму должен учитываться при расчетах социальных пособий, пенсий, зарплаты госслужащих: врачей, учителей и так далее», - отметил Максим Казначеев.
Он подчеркивает, что в условиях ослабления тенге у Казахстана растут социальные затраты. «Поэтому, думаю, перед правительством встает вопрос – где взять дополнительные ресурсы? Пока единственный ресурс, который может помочь нашей стране справиться с проблемами – высокие цены на нефть. В этом году цены на наши экспортные товары, скорее всего, вырастут. Сейчас цена не нефть марки Brent составляет около 100 долларов за баррель, на днях она даже превышала этот показатель. Также ожидается рост цен на зерно – это также положительный фактор для Казахстана», - подчеркивает Максим Казначеев.
Политолог считает, что риск эскалации конфликта «очень высок». «Предполагаю, что напряженность вокруг ситуации в Украине продлится вплоть до 2023 года. Никто из политологов не ожидал, что президент России Владимир Путин пойдет на риск обострения геополитической обстановки, в то время как РФ находится в хорошей геополитической ситуации», - подчеркивает Максим Казначеев.