Банкротство физических лиц: как это будет и почему оно будет не так популярно, как кажется? Эта статья на уходящей неделе вызвала наибольший интерес у читателей центра деловой информации Kapital.kz. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на совещании по вопросам социально-экономической ситуации в стране еще 5 января поручил приступить к разработке закона о банкротстве физических лиц. Закон, о котором так много говорят, может оказаться совсем не таким, как этого ждут банковские должники. Сам законопроект уже был готов — его инициировал Минфин и даже вносил на обсуждение, но его отложили еще в 2019 году до внедрения всеобщего декларирования доходов… Как будет работать механизм банкротства физических лиц в Казахстане, пока неизвестно, но, опираясь на опыт других стран и соседней России, можно выделить следующее. Во-первых, в Казахстане, относительно других стран, скорее всего, жилье оставят и не будут продавать. Во-вторых, прошедшим процедуру, видимо, нельзя будет пользоваться кредитами снова. В-третьих, для процедуры нужно будет заполнить декларацию о доходах и, скорее всего, соглашаться на их контроль после. В-четвертых, до того как подать на банкротство, нужно будет доказать, что других путей урегулирования ситуации нет.
Читайте также
«Размышления об утилизационном сборе в Казахстане» - эта статья на втором месте. В 2016 году в Казахстане введен утильсбор на авто (сейчас для легковых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания он составляет от 500 тыс. до 3,5 млн тенге), в 2019-2020 годах введен утильсбор на сельхозтехнику (600 тыс. – 13,7 млн тенге), в июне 2021 года – на кабель (5% от его стоимости). Распространенные модели легковых автомобилей, которые до 2016 года стоили в Казахстане около 3 млн тенге (например, Kia Rio, Hyundai Accent), сегодня продаются на вторичном рынке за 5-6 млн тенге (цена вдвое выше, несмотря на шестилетний возраст автомобиля). Стоимость новой модели Kia Rio 2021 года составляет от 8 млн тенге. Почему же в Казахстане подорожали автомобили? Причин тому несколько: постоянная инфляция, ряд девальваций, наконец, утилизационный сбор, считает партнер юридической фирмы ARBIS, заместитель главы Союза независимого автобизнеса Шынгыс Темир.
Далее идет мнение главы холдинга Raimbek Group Раимбека Баталова о встрече президента с крупными предпринимателями. Он поддерживает инициативу Касым-Жомарта Токаева по налаживанию более тесной работы бизнеса и государства. Важно пересмотреть и всю существующую систему площадок, через которые взаимодействуют эти субъекты. Причем не только на уровне президента, но и на уровне правительства, министерств и акиматов, считает предприниматель. В беседе с корреспондентом Раимбек Баталов также прокомментировал и другие инициативы, которые прозвучали на встрече президента Касым-Жомарта Токаева с бизнесменами.
Читайте также
Владелец и глава совета директоров холдинга Raimbek Group Раимбек Баталов о посылах президента бизнесу, налогах и развитии МСБ
На четвертом месте сообщение о том, что Вячеслав Ким исключен из состава совета директоров АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» по собственной инициативе. В совете директоров «Самрук-Қазыны» Вячеслав Ким числился с 11 июня 2021 года в качестве независимого директора. Отметим, что на 1 января 2022 года он является крупным акционером Kaspi.kz с долей участия 23,25% в капитале.
Депутат мажилиса Аманжан Жамалов предложил провести
комплексный аудит профильных и непрофильных активов фонда
«Самрук-Казына». Мажилисмен
полагает, что за прошедшие годы структура фонда стала громоздкой,
подменив собой функции правительства. Фонд проводил самостоятельную
политику как по распоряжению большей частью средств, так и по
привлечению займов. «Сегодня
звучат предложения о том, чтобы раздать долю в фонде каждому
гражданину. На первый взгляд, идея очень привлекательная. Однако, если
посчитать, то выходит, что доход от такой доли при текущем финансовом
состоянии «Самрук-Казыны» составит всего 500 тенге на человека в месяц.
Поэтому вместо того, чтобы «махать шашкой», закрывая и модернизируя все
без разбора, необходимо проанализировать, почему фонд оказался
неэффективным», - подчеркнул Аманжан Жамалов. Эта новость замыкает топ-5.