Сенатор Едил Мамытбеков в своем запросе на имя премьер-министра поднял вопрос эффективности государственных программ, направленных на развитие различных секторов экономики. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Сегодня многие ведомства не отошли от практики глобального охвата проблем без признаков должного потенциала возможностей для их реализации. Все это ведет к завышенным рискам бюджетного финансирования, мало объяснимых с точки зрения здравой логики ведомственных задумок. При попустительстве отдельных государственных органов выделяются немалые средства на программные проекты, целесообразность которых сомнительна. Это наглядный пример снижения уровня профессионализма в системе госправления, что свелось к бутафорским презентациям программ», - сказал Едил Мамытбеков.
Так, по его словам, Министерство торговли и интеграции РК не первый год реализует концепцию Национальной товаропроводящей системы, представляющей сеть из 24 оптово-распределительных центров.
«Пора бы и некоторые результаты продемонстрировать, которых мы не видим. В принципе можно концепцию понять и принять, если под НТС понимается инновационно-модифицированный вариант прежней системы потребительской кооперации. Скорее, так и есть. Однако, на наш взгляд, ее облачение в сложные словесные конструкции необходимо для одной цели – побольше запросить бюджетных средств. Считаем, что создание ОРЦ должно осуществляться за счет инвесторов на принципах ГЧП при немалой стоимости первой очереди в 138 млрд тенге, а не за счет бюджета. В этой связи возникает вопрос: планирует ли правительство пересмотреть подходы по финансированию создания НТС?» - задался вопросом сенатор.
Другим наглядным примером необоснованных расходов, по мнению Едила Мамытбекова, является программа «Экономика простых вещей».
«Как известно, изначально для поддержки субъектов частного предпринимательства было выделено 600 млрд тенге. Без должной оценки реальных результатов правительством было принято решение, фактически навязанное Нацбанку, продлить действие программы ЭПВ до 2022 года с финансированием в объеме 1 трлн тенге. Просим Вас представить подробный анализ эффективности реализации программы, так как результатов мы не видим. В свете требований главы государства о сокращении неэффективных затрат настало время спросить с функционеров концепта ЭПВ, а это НПП «Атамекен», о реальных результатах реализации программы», - заявил он.
По словам депутата, неизвестна судьба и «малопонятной с точки зрения логики здравого смысла масштабной инициативы под названием «Единая карта приоритетных товаров и услуг». По мнению сенатора, программа вступала в противоречие с реализуемым рабочим инструментом политики диверсификации экономики на индустриально-инновационной основе – Картой индустриализации Казахстана.
«Сегодня про концепт единой карты ничто не напоминает и никто не вспоминает. Самое парадоксальное то, что даже Счетный комитет обходит своим вниманием этот программный концепт. В результате подобного подхода к производству на сегодня нет тенденции роста численности крепких государственных предприятий. Соответственно, нет перелома в развитии сферы переработки, несмотря на реализацию ряда госпрограмм индустриализации. К примеру, если в 1991 году доля продукции легкой промышленности в ВВП составляла 17%, то сейчас менее 0,01%. В 1991 году АПК Казахстана обеспечивал почти треть ВВП, на сегодня АПК производит порядка 5% ВВП. Подобная ситуация складывается и в других отраслях обрабатывающей сферы промышленного производства», - констатировал он.
По мнению сенатора, нынешние подходы не позволяют реалистично и обоснованно прогнозировать развитие экономики даже на среднесрочный период.
«Отметим, что впервые с 2007 года правительству поручено разработать программу действий. Это должно повысить его ответственность по ускоренному социально-экономическому развитию и улучшению благосостояния граждан. По итогам реализации программы мы, возможно, сможем оценить эффективность его работы», - заключил он.