В Казахстане идет обсуждение проекта закона «О личном подсобном хозяйстве». Министерство сельского хозяйства опубликовало ответы на самые актуальные вопросы по законопроекту, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.
- Как принятие закона скажется на продовольственной безопасности государства?
- По данным ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), около 80% продовольственных товаров в мире производится семейными фермерскими хозяйствами. В законодательстве Казахстана нет такого понятия, как семейное фермерское хозяйство. Но под это определение у нас подпадают личные подсобные и мелкие крестьянские хозяйства, осуществляющие свою деятельность без найма рабочей силы, то есть производящие сельхозпродукцию силами членов одной семьи. При этом в Казахстане на совокупную долю личных подсобных и мелких крестьянских хозяйств приходится львиная доля производства продовольственных товаров – тоже около 70-80%. Так, например, они производят около 90% молока всех видов, 84% овощей открытого грунта, 83% картофеля и около 70% мяса всех видов в убойном весе.
В целом на долю ЛПХ приходится почти половина валовой продукции всего сельского хозяйства. При этом, в отличие от организованных агроформирований, тех же крестьянских хозяйств или юридических лиц, ЛПХ делают это без всякой государственной поддержки.
К сожалению, сегодня они вынуждены реализовывать свою продукцию по заниженным ценам посредникам, одновременно приобретая товары для производства (семена, удобрения, ветпрепараты и т.п.) по завышенным ценам.
Законопроект направлен на поддержку ЛПХ, на повышение доходов сельчан, ведущих ЛПХ. В частности, предусмотрены меры стимулирования кооперации ЛПХ. Кооперация – это не казахстанское изобретение. Это международная практика. В мире в сельскохозяйственных кооперативах состоят сотни миллионов человек. В международной практике кооперативы: во-первых, помогают сельчанам в заготовке, хранении, первичной подработке и реализации сельхозпродукции по справедливым ценам; во-вторых, осуществляют встречные поставки сельчанам товаров, необходимых для производства сельхозпродукции по оптовым ценам; в-третьих, организуют оказание сервисных услуг для своих пайщиков – ветеринарное обслуживание, проведение мероприятий по защите растений, механизированной обработке земли и т.п.; в-четвертых, обеспечивают своих пайщиков информацией о новых породах, сортах, технологиях, об изменениях в законодательстве, программных документах, ситуации на рынках; в-пятых, оказывают содействие в получении государственной поддержки – кредитов, субсидий и т.д.
Организация деятельности кооперативов позволит осуществлять ритмичные поставки сельхозпродукции по адекватным ценам, значительно сократить количество посредников в цепочке от производителей до потребителей, что в конечном счете даст возможность обеспечить устойчивые поставки сельхозпродукции по стабильным ценам.
- Как принятие закона отразится на качестве сельхозпродукции?
- В первую очередь, государство в рамках реализации закона окажет содействие в обеспечении кооперативов необходимым оборудованием и спецавтотранспортом. Например, молокоприемными танкерами-охладителями, убойными пунктами, овощехранилищами и т.п. Это позволит обеспечить заготовку, хранение, первичную подработку и перевозку в соответствии с требованиями технологий. Кооперативы будут заниматься поставками необходимых удобрений, пестицидов, ветпрепаратов, а также оказанием услуг по заготовке кормов, ветеринарному обслуживанию, защите растений. Кроме того, кооперативы могут заниматься распространением знаний по технологиям производства, в том числе по содержанию скота, рациону его кормления, по уходу за растениями, применению удобрений, пестицидов, ветпрепаратов.
Все это скажется на качестве сельхозпродукции.
- Какие стимулы предусмотрены для ведения ЛПХ гражданами?
- Законопроектом для стимулирования развития ЛПХ предусматриваются меры государственной поддержки в виде инвестиционного субсидирования стоимости оборудования для кооперативов, субсидирования стоимости услуг кооперативов, оказываемых своим членам – личным подсобным хозяйствам, микрокредитования личных подсобных хозяйств и их кооперативов, а также обучения граждан, ведущих ЛПХ.
Кроме того, на ЛПХ будут распространены и другие меры господдержки, в том числе право на обучение в центрах распространения знаний, получение маркетинговой информации.
- Каков размер земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства?
- Понятие «личное подсобное хозяйство» определено в Земельном кодексе как вид деятельности для удовлетворения собственных нужд на земельном участке, расположенном в сельской местности и пригородной зоне.
Гражданам Республики Казахстан безвозмездно предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (включая приусадебный и полевой наделы) в сельской местности - 0,25 гектара на неорошаемых и 0,15 гектара на орошаемых землях.
Заявления на предоставление земельных участков для ЛПХ не ставятся в очередь.
При этом земельные участки предоставляются в аренду на период строительства, а в частную собственность – после ввода в эксплуатацию строения.
- Какова норма численности скота в каждом подворье в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства?
- Существуют ветеринарно-санитарные и зоотехнические нормы содержания скота в помещениях, на пастбищах. Эти нормы разработаны исходя из продуктивности пастбищ.
Превышение этих норм как раз и приводит к ухудшению санитарной гигиены внутри сельских населенных пунктов, деградации пастбищ вокруг сел, что в конечном итоге создает угрозу возникновения болезней животных и людей, ухудшения экологической ситуации.
Право устанавливать предельную численность скота в каждом подворье с учетом особенностей каждого региона на основе вышеуказанных норм законопроектом предоставлено непосредственно жителям того или иного населенного пункта, точнее сходам (собраниям) жителей конкретного села, местным представительным органам (маслихатам).
- Зачем нужна регистрация скота?
- База данных по идентификации сельскохозяйственных животных (ИСЖ) – часть ветеринарного учета, предусматривающая единую, многоуровневую систему регистрации данных о животном.
Эти данные включают индивидуальный номер животного, информацию о его ветеринарных обработках, в том числе результаты диагностических исследований, данные о владельце животного.
Этот учет осуществляют государственные ветеринарные организации местных акиматов. Данные учета использует в своей работе уполномоченный орган в области ветеринарии – Комитет ветеринарного надзора МСХ РК.
Согласно Правилам (Правила планирования и проведения ветеринарных мероприятий против особо опасных болезней животных, утвержденные приказом министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 июня 2014 года № 16-07/332), сведения о проведенных ветеринарных мероприятиях вносятся в ИСЖ в соответствии с Порядком, утвержденным приказом министра сельского хозяйства РК от 2 июня 2010 года № 367 «Об утверждении Правил формирования и ведения базы данных по идентификации сельскохозяйственных животных и выдачи выписки из нее».
Ветеринарные мероприятия проводятся в целях сохранения эпизоотического благополучия и обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности в соответствии с ЗРК «О ветеринарии».
- Будет ли облагаться налогом зарегистрированный скот?
- Нет, поскольку зарегистрированный в государственных системах скот не является объектом налогообложения.
- В рамках законопроекта существует необходимость одновременного (последующего) приведения Уголовного кодекса в соответствие с разрабатываемым законопроектом. Какая ответственность предусмотрена в соответствии с законопроектом?
- На сегодняшний день данная норма с учетом замечаний и предложений общественности снята. Никакие меры ответственности в рамках Уголовного кодекса не предусмотрены.
На сегодняшний день проект закона «О личных подсобных хозяйствах » размещен на портале «Открытые НПА».