COVID-19 на сегодня официально является пандемией с беспрецедентными негативными результатами. По мнению представителей страхового рынка, коронавирус будет оказывать влияние на здоровье людей, их безопасность, экономическое развитие страны и на сектор страхования, в течение следующих нескольких лет. На сегодня, по данным Национального банка, по итогам первых пяти месяцев текущего года прибыль страховых компаний после уплаты всех налогов выросла в сравнении с прошлым годом в два раза, достигнув 58,5 млрд тенге. Между тем их расходы увеличились всего на 5,8%. О том, каких негативных тенденций от пандемии можно ожидать страховым компаниям страны и какие инструменты могут стать драйверами рынка в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал исполнительный директор СК «Евразия» Шакир Иминов.
- Шакир, судя по данным Национального банка, страховой рынок один из немногих, который продемонстрировал за первые несколько месяцев положительные результаты. Какие у вас ожидания по второму кварталу текущего года?
- Мы бы не сказали, что пандемия окажет очень уж негативное влияние на страховой рынок Казахстана, ведь здесь есть и обратная сторона: на всю катушку заработало онлайн-страхование. Звучит парадоксально, но карантин может стать значительным драйвером спроса на новые технологии, используемые в онлайн-страховании, и положительно сказаться на цифровизации страхового рынка в целом. Уже сейчас мы видим переток клиентов в онлайн. Так что, по сути, есть и свои плюсы в сложившейся ситуации. Действительно, пандемия коронавируса резко ускорила темпы цифровизации страхования. С марта онлайн-страхование сделало огромный прыжок, что очень радует. Учитывая данные Нацбанка и то, что в стране эпидемия, рынок действительно показывает неплохие результаты.
- Есть опасения по поводу результатов на конец года?
- Мы не ожидаем, что страховой рынок по итогам 2020 года продемонстрирует снижение, возможно, наоборот, будет рост. Очень многое сейчас зависит в Казахстане от продолжительности периода борьбы с пандемией. Хочется вновь отметить, что правительство нашей страны вовремя отреагировало на происходящее, в отличие от многих европейских государств, и ввело в Казахстане режим ЧП. Ситуация после снятия ЧП ухудшилась, и число заболевших растет, но здесь все зависит уже от самого населения. Правительство не может целый год держать страну в режиме ЧП, так как людям надо зарабатывать на жизнь. Что касается страхования, сказать сейчас сложно, но то, что страховые компании мобилизовались и перешли на онлайн, говорит о хорошем фоне в нашей сфере.
- Как можно минимизировать негативные последствия для рынка от пандемии, по вашему мнению?
- У коронавируса будет много негативных последствий, но многие страховщики в Казахстане способны и обязаны справиться с кризисом, продолжая обслуживать своих клиентов. Компании с диверсифицированным бизнесом, разумными инвестиционными моделями и хорошим перестраховочным покрытием смогут пережить кризис и вернуться к обычной работе после оптимизации бизнес-процессов из-за карантина. Чтобы быть в тренде в условиях пандемии, нужно наладить работу в онлайн-продажах, ввести онлайн-урегулирование, в том числе через мессенджеры и персонифицированные предложения для каждого клиента. Персонализированные решения должны отвечать потребностям клиента через любой канал продаж и в любой точке входа. И самое главное – это комфорт для клиента в выборе варианта покупки, оплаты, доставки, сервиса и урегулирования.
- То есть негативных последствий вы пока не ожидаете?
- Мы ожидаем, что коронавирус внесет существенные коррективы в динамику страхового рынка в 2021 году, но никак не в этом. Однако в случае быстрого завершения пандемии, во что верится с трудом, страховой рынок успеет встать на рельсы в будущем. Конечно, все понимают, что продолжающаяся пандемия из-за беспрецедентного давления на экономику вносит жесткие коррективы, в том числе в динамику развития страхового рынка. Когда коронавирус окончательно поселился в Казахстане, многие компании были вынуждены взять паузу или отказаться от страховых полисов из-за ухудшения финансового положения. Как правило, это субъекты малого и среднего бизнеса.
- А если предположить колебания в динамике спроса по страховым продуктам?
- Сильнейшему негативному влиянию будут подвержены все сегменты добровольного страхования, кроме двух видов: в условиях пандемии новым драйвером рынка должны стать страхование на случай болезни и страхование жизни, так как эти отрасли будут задействованы в первую очередь. Крупный бизнес стал проявлять повышенный спрос к медицинскому страхованию и страхованию жизни в условиях пандемии, выделяя дополнительные бюджеты и ресурсы на организацию защиты для своих сотрудников. Хотя количество заболевших в Казахстане, особенно за последние 2-3 недели, увеличилось, это, в конечном счете, может оказать влияние на сектор страхования жизни и особенно на те компании, которые продают полис от коронавируса. В краткосрочной перспективе этот сектор может пострадать, однако, когда эпидемия уляжется, компании по страхованию жизни могут иметь хорошие возможности для более быстрого роста в будущем. Обязательные виды, вероятно, пострадают в меньшей степени, и конкретно обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств (ОС ГПО ВТС) – здесь мы не видим перспектив снижения премий. Также мы отмечаем естественное падение спроса на программы по страхованию выезжающих за рубеж.
- Пришлось ли страховым компаниям переформатировать работу? И каким образом?
- Что касается работы страховщиков в режим карантина, то мы не можем останавливать свою деятельность. Продление страховых полисов и страховые выплаты требуются даже во время эпидемии. Чаще всего речь идет о полисах ОГПО ВТС. За езду без него дорожная полиция оштрафует в обычном порядке, никаких скидок на эпидемию не будет. Каждому страховщику, из-за введенных ограничений, пришлось по-разному перестраивать внутренние процессы и работу с клиентами. Например, некоторые перевели свой персонал на удаленную работу, часть перевела на удаленку определенный процент персонала, составив график смен, работающих в офисе и удаленно, некоторые компании продолжают работать практически в полном составе, но с соблюдением санитарных требований и профилактических мер. В любом случае работа страховых компаний не была остановлена. Практически все компании перенесли общение с клиентами в онлайн-режим. Многие вопросы решаются по телефону с контакт-центрами.
- Предполагаю, что много вопросов и обращений связано с туристическими полисами? - Да, о полисе выезжающих за рубеж хочется добавить отдельно. Пандемия очень больно ударит по туристической отрасли по всему миру, поставит под угрозу целую отрасль мировой экономики – гражданскую авиацию, заставит путешественников поменять свои планы. Экономический эффект от сокращения количества путешествующих, отмены поездок из-за коронавируса, снятия авиарейсов, переноса или отказа от отпусков будет очень значительным. Что касается наших показателей в конце года, то СК «Евразия» настроена оптимистично: компания работает, вовремя выплачивает страховые выплаты, и повода для беспокойства у нас нет. В конце года мы планируем увидеть хорошие результаты как по премиям, так и по выплатам. Пока прогноз у нас благоприятный. В целом же тенденции сокращения или отказа от страховых услуг мы не наблюдаем. Конечно, трудно ожидать повышения платежеспособного спроса на страховые услуги в условиях снижения покупательской активности и уровня жизни большинства населения во время пандемии, но когда страховщикам было легко?