Со следующего года вступают в силу требования о всеобщем декларировании имущества и доходов. Следует воспринимать данные требования позитивно, так как они основаны на международной практике. Однако нужно уделить внимание также двум связанным аспектам – усилению конфиденциальности информации, касающейся граждан, и раскрытию информации, касающейся должностных лиц государственных органов и организаций.
Про конфиденциальность
Объем направляемой гражданами в налоговые органы информации будет большим. Ожидается, что государство будет знать обо всех доходах и расходах граждан. Поэтому важно, чтобы данной информацией не завладели лица, которые хотят противозаконно отнять имущество. В этой связи необходимо усилить, во-первых, степень защиты собираемой информации, и, во-вторых, ответственность лиц, которые собирают, хранят и используют информацию.
Каким образом сейчас закон предусматривает защиту информации и ответственность за ее раскрытие?
Налоговый кодекс содержит понятие налоговой тайны, под которой понимаются любые полученные налоговым органом сведения (за определенными исключениями) о налогоплательщике. Полученная налоговым органом информация об имуществе и доходах будет считаться налоговой тайной.
Кодекс предусматривает ограниченные основания предоставления налоговой тайны без разрешения налогоплательщика, в основном, в адрес государственных органов для выполнения их функций. Вместе с тем нет особых требований к защите базы данных, содержащей налоговую тайну.
За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрен административный штраф в размере сорока месячных расчетных показателей.
Если налоговая тайна незаконно разглашена лицом, которому она была доверена по службе или работе, из корыстной или иной личной заинтересованности и был причинен крупный ущерб (на сумму, в двести раз превышающую месячный расчетный показатель, то есть более 505 тыс. тенге), то это уже является преступлением. Уголовный кодекс предусматривает наказание в виде штрафа в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительные, общественные работы, либо ограничение или лишение свободы до трех лет.
В отношении административной ответственности считаем, что ее надо усиливать путем увеличения размера штрафа. В том числе по причине того, что привлечь к уголовной ответственности будет достаточно сложно, поскольку сложно доказать наличие корысти или причинение крупного ущерба. Сам факт умышленного разглашения налоговой тайны должен влечь ответственность, которая бы могла иметь эффект устрашения, как и любое наказание. Штраф в сорок месячных расчетных показателей таким эффектом не обладает.
Более того, необходимо также предусмотреть ответственность лица, которое допустило возможность разглашения информации путем ее ненадлежащего хранения, необеспечения защиты.
Необходимо введение отдельных требований к информационной системе и степени ее защиты. Следует предусмотреть разный уровень доступа ответственных лиц к информации, с возможностью слежения за случаями входа в базу данных – кто, когда, какая информация была просмотрена, для каких целей.
Внедрение предлагаемых мер в определенной мере устранит опасения граждан и повысит вероятность представления ими полной информации о своем имущественном положении.
Раскрытие информации
Второй аспект декларирования – максимальная прозрачность информации в отношении государственных должностных лиц. Если мы действительно говорим о борьбе с коррупцией.
Известно, что государственные служащие и приравненные к ним лица уже продолжительное время сдают декларации. Для устранения возможности коррупционных злоупотреблений предлагается не только собирать, но и публиковать информацию об имуществе и доходах должностных лиц государственных органов и организаций. Эта информация не должна быть тайной.
В соответствии с Законом о противодействии коррупции сведения о представлении лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, и их супругами деклараций об активах и обязательствах, о доходах и имуществе размещаются на официальном интернет-ресурсе налогового органа.
Закон о противодействии коррупции также обязует ежегодно публиковать сведения, отраженные в сданных декларациях. Сведения публикуются на официальном интернет-ресурсе соответствующего органа или организации. Перечень сведений, подлежащих опубликованию, определяется уполномоченным органом по противодействию коррупции.
Полагаем, что должна публиковаться вся информация из деклараций, а не сведения о представлении деклараций и не в усеченном формате. Информация о доходах и приобретенном имуществе должностных лиц государственных органов и организаций, а также их родственников (супруги, родители, дети, братья и сестры) должна быть опубликована на интернет-портале «Открытые данные» или на ином едином интернет-ресурсе. Необходимо также предусмотреть функционал быстрого поиска по лицам, органам и организациям.
Должностные лица государственных органов и организаций, а также их родственники должны понимать, что выполнение управленческих функций влечет полную открытость, в том числе имущественного положения не только самих должностных лиц, но и их родственников.
Предлагаемая прозрачность информации обеспечит больший общественный контроль. Такие меры обоснуют внедрение широкого имущественного мониторинга в отношении всех граждан и создадут баланс открытости между гражданами и государственными должностными лицами.
Автор: Аскар Калдыбаев, кандидат юридических наук, магистр немецкого права (LL.M.)