Прошлый год, несмотря на волнительную ситуацию на банковском рынке, ДБ «Банк Хоум Кредит» завершил успешно. В то время как некоторые игроки рынка испытывали проблемы с ликвидностью, банк запускал уникальные продукты. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz решил побеседовать с членом правления, директором департамента продаж Банка Хоум Кредит Дмитрием Власовым, чтобы узнать «точки роста» банка.
— Дмитрий, хотелось бы в первую очередь поздравить вас как директора департамента продаж и члена правления Банка Хоум Кредит с успешными финансовыми результатами за 2017 год. Прибыль банка за 12 месяцев увеличилась почти на треть (+26,9%), с 17,3 млрд тенге до 21,9 млрд тенге. Скажите, какие инициативы стали основным драйвером такой динамики?
— Благодарю вас. Действительно, 2017-й стал для Банка Хоум Кредит очередным успешным годом роста и развития. Мы закончили год с рекордными за всю историю работы в Казахстане результатами по продаже кредитных продуктов, что позволило нам занять лидирующую позицию на рынке потребительского кредитования. Прежде всего это заслуга сотрудников банка, которые трудятся во всех уголках РК и ежедневно делают жизни тысяч казахстанцев лучше, помогая исполнять их повседневные желания и заветные мечты. Также во многом этому способствовали тесное сотрудничество с ключевыми партнерами банка — розничными сетями, Казпочтой и предпринимателями РК и полное взаимопонимание с Национальным банком РК.
В 2017 году, как и вся международная Группа Хоум Кредит, мы провели масштабный ребрендинг и сменили слоган. Новый слоган «Для лучшей жизни!» и репозиционирование бренда в целом позволили усилить нашу модель ведения бизнеса, основанную на клиентоориентированности и открытом диалоге с клиентом, предоставлении качественного и своевременного обслуживания, оперативном принятии решений, внимании и гибком подходе к потребностям своего Клиента.
— Давайте поговорим о кредитном рынке. Портфель займов в банке увеличился на 60%. Расскажите, за счет чего вы нарастили портфель?
— В отличие от большинства БВУ РК мы выдаем беззалоговые кредиты исключительно физическим лицам. В кредитной деятельности банка можно выделить два основных направления: потребительское и денежное кредитование. Общий рост кредитного портфеля в 2017 году составил, как вы правильно отметили, 60% по отношению к 2016 году. В основном это произошло за счет рекордного увеличения объема товарного кредитования в магазинах наших партнеров. Предложение карточного продукта с условной рассрочкой до 12 месяцев, а также столь полюбившихся казахстанцам рассрочек на различные сроки позволили нарастить портфель потребительских кредитов на 79%. Портфель кредитов, выданных денежными средствами, увеличился на 47%, а рост по кредитным картам составил 75%. Несмотря на относительно меньший прирост портфеля, денежное кредитование остается наиболее доходным направлением деятельности банка.
— Насколько нам известно, в прошлом году вы запустили несколько новых кредитных продуктов…
— Совершенно верно — в 2017 году мы успешно запустили ряд новых интересных кредитных продуктов, ориентированных на повышенное удобство для клиентов, прибыльность и функциональность. К примеру, для клиентов с низким уровнем риска появилась возможность оформить кредитные продукты с более низкой ставкой и меньшим количеством платежей. Для лояльных клиентов увеличена максимальная сумма кредита до 2 000 000 тенге на срок до 60 месяцев, в то время как новые клиенты теперь могут оформить и вовсе «Кредит под 0%».
В 2017 году мы первыми на рынке разработали уникальную многофункциональную кредитную карту ДОС — Друг. Одна кредитная карта решает все финансовые потребности нашего клиента: льготный период бесплатного пользования кредитными средствами на карте до 62 дней, один из самых больших на рынке кешбэк — до 10%, гибкая рассрочка на покупки в любых магазинах, в том числе и онлайн, и бесплатное снятие наличных по всему миру. ДОС — настоящий друг нашего клиента.
— Как при этом изменилась доля «токсичных» кредитов в портфеле банка?
— Одним из важнейших достижений банка в 2017 году, позволившим качественно нарастить кредитный портфель, мы считаем снижение доли проблемных кредитов за прошедший год с 5,2% на начало года до 3,7% на момент его окончания, что является одним из самых низких показателей среди БВУ РК. Достижению такого качества кредитного портфеля способствовали наша уникальная скоринговая система, а также проведенные банком работы в части расширения источников данных для анализа, повышения скорости обработки и эффективности процессов верификации. Банком также были усовершенствованы процессы взыскания, которые позволили значительно увеличить показатель возврата проблемных займов в сравнении с предыдущими годами.
— Планируете ли вы привлекать средства за счет облигационных размещений? Когда и на какую сумму?
— Да, конечно. В 2017 году наш банк успешно разместил облигации на сумму в размере 15 млрд тенге. Из них в мае путем размещения трехлетних облигаций было привлечено 10 млрд тенге. Спрос на эти ценные бумаги банка превысил предложение более чем на 20%. Позже банк в октябре разместил двухлетние облигации на KASE в размере 5 млрд тенге. Надеемся, что и в этом году мы будем достаточно успешны в долговых размещениях. Переход на Базель III (документ Базельского комитета по банковскому надзору), который в настоящее время осуществляется всеми БВУ, подразумевает наличие более стабильных источников фондирования, а также их развитие. Так как долговые инструменты являются классическим источником стабильного фондирования, мы, безусловно, продолжим работу в этом направлении.
— По итогам 2017 года розничный депозитный портфель банка увеличился более чем в 1,5 раза. Расскажите, за счет каких инструментов вам удалось достичь такой динамики? Насколько активен спрос на депозитные сертификаты, которые вы внедрили на рынок в прошлом году?
— Нам не сразу удалось нащупать правильную стратегию по привлечению депозитов. Однако в 2016 году мы нашли верное решение и предложили гибкий и очень выгодный для клиента продукт, дополнительным бонусом к которому предлагалась страховка всех членов семьи. Тогда и произошел перелом — за тот год мы стали лидерами по относительному приросту депозитного портфеля среди БВУ РК, увеличив его более чем в два раза, продолжили стремительно расти и в 2017 году. На сегодняшний день Банк Хоум Кредит предоставляет широкую депозитную линейку, как говорится, на любой вкус и цвет — это депозиты с полной гибкостью в части пополнения вклада, продукты, позволяющие частичные изъятия и предлагающие максимальную ставку вознаграждения. На мой взгляд, удобные депозиты, рассчитанные на разные сегменты клиентов, в совокупности с экономической стабильностью и укреплением национальной валюты способствовали динамичному росту нашего депозитного портфеля. Мы видим, что наши клиенты стали больше размещать вклады в тенге, что также свидетельствует о росте доверия к национальной валюте и депозитным инструментам нашего банка.
Банковские депозитные сертификаты не стали исключением в линейке успешных продуктов. Если в 2016 году мы суммарно продали депозитных сертификатов на 318,6 млн тенге, то в минувшем году их объем увеличился в 2,6 раза, составив 850,2 млн тенге. На данный момент этот показатель составляет более 1 млрд тенге.
— Спасибо за интервью, будем следить за трендами и интересными событиями в вашем банке.