Фундаментальные факторы, влияющие на ослабление тенге, в последнее время не изменились. Но волатильность нацвалюты была спровоцирована спекуляциями участников рынка. Об этом на пресс-конференции заявила директор департамента монетарных операций Национального банка РК Алия Молдабекова, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Заявления некоторых экспертов о том, что курс доллара будет 360 тенге и выше 400 тенге, создали некоторую панику на (валютном. — Ред.) рынке. Исходя из статистики покупки валюты в обменных пунктах, в августе наблюдался повышенный спрос на доллары со стороны населения. Объем закупа составил 880 млн долларов, и это выше, чем в предыдущие месяцы», — сказала Алия Молдабекова.
В рамках политики плавающего курса Нацбанк не вмешивался в формирование тренда, но своим участием на валютном рынке ограничивал спекулятивное движение курса, добавила она. В августе-сентябре этого года регулятор продал 70 млн долларов. Поскольку ослабление тенге не сопровождалось фундаментальными факторами — ценами на нефть и курсом российского рубля — это дало право Нацбанку заявлять, что нацвалюта является недооцененной.
«С начала октября ситуация изменилась, ослабление тенге замедлилось, и он укрепился с 345 до 334−333 тенге за доллар. Стоит отметить, что в октябре появилось встречное предложение доллара, возможно, потому что некоторые участники рынка посчитали тенге недооцененным, и они стали продавать доллары», — продолжила Алия Молдабекова.
Кроме того, Нацбанк оставил базовую ставку без изменения. Плюс к этому, председатель Нацбанка заявил о двух потенциальных источниках предложения доллара.
«Первый — из портфеля Нацфонда, чтобы обеспечить бюджет нацвалютой. Кроме того, в течение года нами, как управляющим ЕНПФ, осуществлялась покупка валюты по 316 тенге за доллар. Есть возможность проведения обратной сделки, чтобы получить прибыль за счет этой операции», — добавила Алия Молдабекова.