Сегодня именно потребители меняют финансовые сервисы, а вовсе не банки или финансовые компании. Теперь на первом плане — клиент и его опыт. «Я — потребитель. И значение имеет только весь мой потребительский опыт», — пишет Бретт Кинг в своей книге «Цифровой банк 3.0» (которая, вероятно, побывала на столах всех банкиров). Поэтому в ответ на потребности клиентов в мире регулярно появляются финансовые сервисы будущего, которые атакуют банки. Основатели таких финтех-компаний видят смысл своего бизнеса в создании нового опыта у клиентов. И, кстати, их миссии значительно отличаются от того, к чему стремятся банки. «Капитал.kz» решил выяснить, какие миссии ставят перед собой финтех-компании из рейтинга The Fintech100 за 2016 год, опубликованного H2 Ventures и KPMG.
Nubank
Бразильский Nubank предоставляет пользователям виртуальные кредитные карты, привязанные к смартфону. За карту не нужно платить. Компания зарабатывает 1,5% комиссии с каждой покупки, при обмене валют за рубежом и процентах за задолженность по карте. Также она позволяет учитывать все расходы по карте. Стартапу всего 3 года, а базируется он в Сан-Пауло.
Банк позиционирует себя как фининститут нового поколения в Бразилии. «Отличается от того, что вы когда-либо видели. Знакомьтесь, Nubank», — пишут о банке создатели, напоминая, что их цель — пересмотреть стандарт финансовых услуг в Бразилии и по всему миру.
«Мы — глобальная команда инженеров, разработчиков и дизайнеров-нонконформистов. Мы стремимся упростить ежедневное взаимодействие с деньгами», — пишут основатели.
Stripe
Американская финтех-компания была создана братьями Патриком и Джоном Коллисонами и запущена в сентябре 2011 года. Сейчас Stripe работает в 25 странах мира. Программное обеспечение, предлагаемое компанией, позволяет бизнесменам принимать и отслеживать онлайн-платежи. Создатели ссылаются на то, что на рынке интернет-платежей доминировали неуклюжие игроки, поэтому они основали Stripe. Сегодня, по их мнению, Stripe — лучший способ провести платежи онлайн.
«Stripe стремится расширить интернет-коммерцию, упрощая обработку транзакций и управление онлайн-бизнесом. Мы хотим увеличить ВВП интернета», — отмечается в сообщении компании.
Atom bank
В прошлом году в Великобритании начал работать необанк Atom, который предоставляет услуги исключительно через мобильное приложение. «Мы переосмысливаем само понятие банка, делая вещи простыми, личными и ценными. Более того, мы всегда под рукой, потому что наш банк упакован в наше приложение», — амбициозно представляет себя необанк. А каждому, кто присоединяется к Atom, предлагается создать собственный уникальный бренд. Это действительно делает банк очень личным. «Будущее банковского дела, доступное сегодня», — звучит слоган дерзкого английского игрока.
Klarna
«Привет, мы Klarna. Мы упрощаем покупки», — гласит приветствие на сайте шведского провайдера электронных платежей. «С тех пор, как мы начали работать в 2005 году, мы стремились сделать онлайн-покупки легкими и без проблем. Это наша постоянная миссия», — отмечается на сайте. Сегодня Klarna — одна из самых быстрорастущих компаний в Европе. Группа Klarna насчитывает более 1400 сотрудников и работает на 18 рынках. «Наша цель — стать любимым способом покупки в мире», — пишут основатели, и, действительно, почему бы нет.
Affirm
Платформа онлайн-кредитования Affirm была создана Максом Левчиным, одним из основателей платежного сервиса PayPal. Компания располагается в Сан-Франциско и осуществляет онлайн-кредитование. «Наша миссия проста: предоставить честные финансовые продукты для улучшения жизни. Мы думаем прежде всего об интересах клиентов, и только потом — о своих собственных», — отмечается на сайте компании.
В Affirm верят, что финансовая индустрия отчаянно нуждается в переосмыслении. «Мало того, что базовая инфраструктура построена с использованием технологий 1970-х годов, так еще и сокращается число людей, которые могут сказать: «Я доверяю своему банку, потому что он присматривает за мной». Миссия Affirm — решить эту проблему. «Мы используем современные технологии, фокусируемся на улучшении жизни потребителей и предлагаем менее дорогие, более прозрачные финансовые продукты», — уверяют в компании.
SoFi
Основанная 6 лет назад компания SoFi предлагает услуги по управлению личными финансами онлайн. Дополнительно компания предоставляет рефинансирование образовательных кредитов, ипотеку и персональные кредиты. К 2016 году SoFi выдала кредитов на общую сумму $12 млрд, а ее клиентами стали 175 тыс. человек.
Теперь компания планирует вступить в прямую конкуренцию с традиционными банками. «Добро пожаловать в финансовую компанию нового типа», — приветствует сайт своих посетителей. Именно так и позиционирует себя компания, готовая помочь своим клиентам и предлагая разные финансовые услуги.
Wealthfront
«Wealthfront переосмысливает то, как люди вкладывают свои деньги», — сообщили создатели и основали сервиса автоматизированных инвестиций в 2008 году. Компания планирует изменить рынок традиционных консультационных услуг, на котором десятилетиями в качестве советников по ценным бумагам и взаимным фондам использовали людей. «Созданная автоматизированная инвестиционная услуга призвана поставить клиента на первый план. Мы считаем, что это уникальная возможность изменить отрасль и построить что-то новое, что-то другое, что-то лучше», — считает один из создателей Дэн Кэрролл, собрав вокруг себя команду из экономистов, математиков и ученых.
LendUp
LendUp — это сервис, с помощью которого люди с плохой кредитной историей могут подать заявку на микрокредит. «Мы считаем, что доступ к качественному кредиту является правом для всех. Даже для тех, кто не получил одобрение от банков», — пишут создатели платформы. И продолжают кредитовать уже на протяжении пяти лет.
Tyro Bank
«Наша миссия — помогать вам развивать вашу компанию», — амбициозно заявлено на сайте австралийского банка нового поколения Tyro. Финансовый институт предоставляет австралийским малым и средним компаниям инновационные продукты и услуги. «Наша цель — создать Tyro Bank — облачный, полностью мобильный и обеспечивающий потрясающие решения для клиентов», — добавляют создатели банка. Tyro работает уже на протяжении 12 лет.
Azimo
«Фактически мы помогаем улучшить мир. Именно поэтому мы начали это дело. Именно это мы построили. Именно это вдохновляет нас», — заявляет о себе международный сервис денежных переводов Azimo. Его большая цифровая сеть позволяет клиентам отправлять деньги в более чем 190 стран с любого подключенного к интернету устройства. Создатели компании проанализировали технологию международных денежных переводов, поняли, что должен быть лучший способ, и создали компанию со слоганом «Дешевле. Быстрее. Проще».
При оценке видения и миссий финтех-компаний очевидно, что они настроены на то, чтобы изменить, переосмыслить банковское дело, предложив новые услуги своим клиентам. А небольшой размер и большие амбиции гарантируют им быстрое развитие, но пока ограниченное одной или несколькими нишами.