USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
95317.80$
-1761.700

Будущее банков – магазин или онлайн-офис?

Сразу несколько крупных финансовых институтов Казахстана задали новые тренды построения бизнеса

Share
Share
Share
Tweet
Share
Будущее банков – магазин или онлайн-офис?- Kapital.kz

2016 год войдет в историю банковского сектора Казахстана. Сразу несколько крупных финансовых институтов задали новые тренды построения бизнеса, такие как банк-магазин, полностью виртуальный банк без офисов и банкоматов и объединение традиционного банка с кредитными онлайн-сервисами. Постараемся разобраться, последуют ли за ними остальные участники рынка, следует ли ждать массового ухода банков в online и какими еще новыми финансовыми услугами скоро смогут воспользоваться казахстанцы.

Большинство опрошенных экспертов считают, что в ближайшем будущем банки перестанут жить в парадигме «кредит-депозит» и перейдут в новое качество гибридных бизнесов, где сами по себе финансовые услуги будут частью единой экосистемы, а банки будут чем-то средним между банком и онлайн-ритейлером или полностью уйдут в онлайн. Так, например, в начале июня один из крупнейших банков Казахстана - KaspiBank - представил первые результаты работы собственных новых онлайн-сервисов, реализованных на платформе Kaspi.kz. С начала 2015 года казахстанцы купили онлайн более 115 тыс. товаров и совершили 33 млн платежей, сэкономив на беcкомиссионной оплате более 3 млрд тенге.

Тренд «банк-магазин»

Мысли о создании комплексных систем, позволяющих не только предоставлять банковские услуги, но и реализовывать товары, посещают многих участников рынка не только в Казахстане. Особенно это заметно на фоне позитивной статистики платформы для онлайн-торговли Amazon, согласно которой 36% использующих ее продавцов зарабатывают от 100 тыс. до 1 млн долларов в год, говорит Андрей Полищук, отвечающий за развитие бизнеса Amazon в СНГ. 13% продавцов через Amazon зарабатывают от 1 до 10 млн долларов в год, а 2% - более 10 млн. Поэтому создание собственных сервисов или платформ для онлайн-ритейла видится многим банкирам как логичное развитие финансовых услуг будущего.

«Банки, ритейл и транспорт с точки зрения мировых трендов - это самые быстроменяющиеся сейчас отрасли. Они весьма оперативно впитывают в себя новые технологии и новые модели, ищут свою новую прибыль как раз на стыке. Уже появляются компании, которые предоставляют клиентам сразу и финансовый сервис, и сервис покупки товара — например, ритейлер PurchasingPower, работающий с корпоративными клиентами. Ведь удобно не искать, где тебе дадут кредит, а оформить все сразу без лишних усилий», - считает Дмитрий Красюков, заместитель гендиректора SAP СНГ.

Опыт PurchasingPower коррелирует с результатами работы Kaspi.kz. «Пользователям наших онлайн-сервисов нравятся платежи без комиссий и выгодные покупки в кредит. Специально для «Магазина» на сайте Kaspi.kz мы сделали «Кредит на покупки» с процентной ставкой 19,95%. По обычному кредиту от того же KaspiBank в обычных магазинах процентная ставка составляет 24,95%», - комментирует нововведение председатель правления банка Михаил Ломтадзе. С ростом онлайн-услуг (в мае 2016 было совершено более 15 тыс. покупок, что в 7 раз больше, чем годом ранее) KaspiBank планирует внедрять новые стандарты обслуживания и новые сервисы уже непосредственно в самих отделениях.

Тренд «виртуальный банк»

Несколько месяцев назад AltynBank запустил цифровой банковский сервис Altyn-i, который работает без физических отделений и банкоматов.

Как считает партнер AT Consulting Игорь Хомич, внедрявший сервис Altyn-i, главное - не то, что у банка отсутствуют офисы, а то, что теперь качественные услуги предоставляются по новым цифровым каналам. «Чтобы стать клиентом банка, человеку достаточно зайти на сайт и зарегистрироваться в системе. Оператор обслуживающего центра проводит небольшое собеседование, сверяет человека с фотографией на удостоверении», - отмечает Хомич.

Сооснователь холдинга ID Finance, представленного с 2014 года в Казахстане сервисом онлайн-кредитования MoneyMan.kz, Борис Батин считает, что за современными технологиями будущее. «Все больше услуг будут предоставляться в режиме онлайн. Для реализации данных идей потребуется плотное взаимодействие между банками и финтехкомпаниями».

Тренд «развитие онлайн-кредитования крупными игроками»

В чистом виде виртуальных банковских продуктов на рынке Казахстана пока немного, однако многие игроки активно следуют тренду виртуализации и сращивания онлайн- и офлайн-услуг. Не так давно Казком ввел в своих отделениях услугу «Видеобанк», операционисты работают с клиентами дистанционно через видеоинтерфейс.

Онлайн-модель гораздо выгоднее традиционной, когда необходимо открывать офис или развивать сеть. Ярким примером такого сотрудничества можно назвать совместную работу банка «Открытие», имеющего множество отделений, и полностью виртуального «Рокетбанка» в России, которые запустили ряд проектов, в том числе и кобрендовые карты.

Автоматизация процессов позволяет значительно экономить средства на аренде, накладных расходах и ФОТ, инкассации и т. д. Сегодня банки оптимизируют свою филиальную сеть и пользуются онлайн-технологиями, чтобы расширить базу пользователей.

«В современном мире построить с нуля проще, чем перейти на новую платформу. IT-системам многих банков в Казахстане десять-двадцать лет, в них были вложены большие средства, но не проводился регулярный рефакторинг. Переход на новую платформу будет для них непростым и очень дорогим, к тому же этот процесс сопряжен с множеством рисков», – считает Б. Батин

В то же время эксперты выражают некоторую настороженность в отношении развития собственных сервисов у банков. «Думаю, в будущем мы увидим большое количество сделок по покупке платформ, решений, нежели развитие проектов внутри банков», - комментирует представитель сервиса MoneyMan.kz, профинансировавшего в Казахстане более 103 тыс. займов на общую сумму 4,2 млрд тенге.

Kaspi также делает ставку на интеграцию сервисов и активно использует свою ритейл-платформу для популяризации онлайн банковских продуктов, предлагая эксклюзивные условия кредитования через сайт (беспроцентная рассрочка, отказ от страховок и комиссий по онлайн-кредитам). Банк активно демонстрирует потребителям преимущества онлайн-продуктов, поскольку верит, что за ними будущее.

Представитель ATConsulting Игорь Хомич заключает, что конкуренция в Казахстане в данном сегменте пока только зарождается. «В стране есть только два-три банка, которые идут по пути трансформации бизнеса».

Действительно, сегодня можно сказать, что финансовая сфера Казахстана находится на пути масштабных преобразований, и те, кто первыми «оседлают» ключевые тренды и предложат потребителям продукты и сервис «завтрашнего дня», обеспечат себе преимущество и уверенное положение на рынке на долгие годы.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.