Автор: глава Аналитического центра Halyk Finance Мадина Кабжалялова
В пятницу, 11 октября, Национальный банк озвучит очередное решение по базовой ставке. Сейчас она составляет 14,25%, в то время как инфляция по итогам сентября замедлилась до 8,3% г/г. На наш взгляд, базовую ставку можно было бы снизить на 0,25 п.п., учитывая высокое значение реальной ставки и динамику инфляции с начала года. В то же время неясность касательно трансфертов из Национального фонда проясняется – по сообщению Минфина, на конец сентября уже было изъято свыше 4 трлн тенге при запланированных на год 3,6 трлн тенге. По сообщениям СМИ, правительство планирует до конца года увеличить годовой объем трансфертов на 1,5-2 трлн тенге. Это создаст проинфляционное давление, и Национальный банк, вероятно, сохранит жесткость монетарной политики, чтобы не допустить роста цен до конца года.
Несмотря на то, что практически весь год инфляция поступательно понижается и эта динамика была нарушена лишь однажды – в июле (рост цен до 8,7% г/г), к осени 2024 года стали реализовываться проинфляционные сценарии, которые были не такими очевидными в течение года. В первую очередь, это касается дополнительных изъятий трансфертов из Национального фонда в бюджет. Несмотря на то, что правительством еще не было сделано каких-либо официальных заявлений, а также на то, что не было внесено изменений в Закон о республиканском бюджете, ежемесячный отчет министерства финансов показал, что по итогам сентября общий объем трансфертов (и гарантированного, и целевого) составил 4,03 трлн тенге.
Таким образом, сумма запланированного ежегодного трансферта была превышена уже на 400 млрд тенге, а в октябре к ним добавится еще более 600 млрд тенге, согласно сообщению Национального банка касательно валютного рынка. Такие значительные дополнительные вливания в бюджет, без сомнений, повысят ликвидность в экономике, увеличив совокупный спрос и создав существенное проинфляционное давление. Такими темпами к концу года годовой объем трансфертов, вероятно, достигнет более 5 трлн тенге и превысит рекордное значение прошлого года, поскольку в СМИ постоянно фигурирует изъятие дополнительного трансферта в размере 1,5-2 трлн тенге.
Кроме фискальных стимулов давление на цены оказывает продолжающийся рост на платные услуги, в основном за счет роста тарифов на услуги ЖКУ. Внешний же инфляционный фон остается благоприятным, а центральные банки мира продолжают смягчать денежно-кредитные условия. С учетом высоких валютных поступлений из Национального фонда в ближайшие месяцы обесценение тенге маловероятно, что также положительно скажется на темпах инфляции.
Таким образом, основным «ручным» источником инфляции продолжает оставаться процикличная фискальная политика, и в целях упреждения риска роста цен Национальный банк вынужден удерживать на высоком уровне базовую ставку, значение которой он, вероятно, сохранит на предстоящем заседании.
В таких условиях мы не ожидаем снижения базовой ставки до конца года, высокое значение которой в первую очередь будет направлено на ограничение инфляционного давления со стороны поступающей ликвидности из Национального фонда. Такой подход поддерживает Международный валютный фонд, который 1 октября выпустил Заключительное заявление миссии по итогам консультаций 2024 года в соответствии со Статьей IV – в нем МВФ рекомендует и дальше поддерживать жесткость монетарной политики, поскольку в последнее время темпы дезинфляции замедлились из-за высоких бюджетных расходов. Кроме того, в предстоящий период ожидается сохранение высокого внутреннего спроса при росте тарифов на коммунальные услуги, что будет препятствовать достижению таргета НБК по инфляции.
В то же время мы считаем, что высокое значение реальной ставки оказывает негативное влияние на кредитование бизнеса, и в итоге на качественный рост экономики, что должно браться во внимание прежде всего при принятии фискальных решений.
Читайте также
Достижение цели по инфляции в 5% требует поддержания умеренно жестких денежно-кредитных условий в течение длительного времени, считают в НБРК