«Робокэш.кз» проанализировал рынок микрокредитования Центральной Азии и выяснил, что женщины составляют большую часть клиентов МФО, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Интерес к микрокредитованию в регионе стабильно растет, поскольку классические банки, как правило, фокусируют свое внимание на приоритетных для себя направлениях, например, обслуживании корпоративных клиентов и МСБ. Как результат, целые социальные группы, в первую очередь самозанятые и жители небольших городов и сельской местности, не имеют доступа к банковским услугам, что создает высокий спрос на альтернативные финансовые продукты. При этом главный источник микрокредитного оптимизма в регионе – это женщины», - отметили в компании.
Несмотря на различия рынка микрокредитования в центральноазиатских республиках, за исключением Туркменистана, по которому нет открытых данных, общей чертой для региона является высокая кредитная уверенность со стороны женщин, активно прибегающих к микрокредитованию как на потребительские цели, так и на развитие малого бизнеса.
В Казахстане на апрель 2024 года и на момент проведения исследования Робокэш.кз числилось 227 МФО с совокупным кредитным портфелем в 2,8 млрд долларов, гендерные различия были минимальные, но все же отражали общий тренд: женщины – 52% и мужчины – 48%.
В региональном разрезе наибольшая концентрация компаний МФО зафиксирована в городах республиканского значения – Астане, Алматы и Шымкенте. В апреле 2024 года на долю этих городов приходилось 69% всех МФО в стране. Это, подчеркивают специалисты, один из самых высоких уровней концентрации микрокредитных организаций на душу населения в регионе в целом. Например, в Алматы на одну МФО приходится 21 тыс. человек, в Астане 47 тыс. человек, а в Шымкенте, Западно-Казахстанской и Карагандинской областях 77 тыс., 77 тыс., 81 тыс. человек соответственно. В остальных регионах страны этот показатель превышает 100 тыс. человек.
В Кыргызстане 113 компаний специализируются на микрокредитовании. При этом тренд на снижение числа МФО продолжается с 2019, когда на рынке действовало 137 компаний. Кредитный портфель действующих МФО в стране составляет 154 млн долларов. Большинство клиентов МФО в Кыргызстане – женщины (56%). Они же, вероятно, составляют и ядро новых клиентов, поскольку несмотря на снижение числа МФО, количество заемщиков в этом сегменте стабильно растет примерно на 6,5% в год. Всего в базе данных кыргызских МФО находится порядка 400 тыс. клиентов.
Как правило, микрокредиты в стране берут на потребительские нужды и для развития сельского хозяйства (50%). При этом доля потребительских кредитов постепенно растет, а сельскохозяйственных наоборот снижается. «Вероятно, это объясняется тем, что наибольшая концентрация компаний МФО наблюдается в столице – Бишкеке, тогда как на остальные регионы приходится не более 10% рынка. Лидируют здесь Ошская область (7%), а также Баткенская, Иссык-Кульская и Чуйская области - по 5% в каждой», - отмечают эксперты.
В Узбекистане число МФО на душу населения относительно невелико, хотя рынок быстро развивается. С учетом 91 микрокредитной организации в стране, на одну узбекскую МФО приходится 385 тыс. человек. Больше всего МФО работают в Ташкенте - 1 МФО на 80 тыс. человек, в Ферганской (1 МФО на 210 тыс. человек) и Бухарской областях (1 МФО на 252 тыс. человек). Что касается портрета среднестатистического заемщика, то, если брать за основу статистику распределения клиентов местного лидера ООО «МФО Сабр», то женщины составляют 56% клиентов, а мужчины 44%, средний возраст заемщика — 34 года.
В соседнем Таджикистане рынок микрокредитования также быстро развивается, и концентрация МФО в столице здесь даже выше, чем в более густонаселенном Узбекистане. В Душанбе на одну МФО приходится 57 тыс. человек, в Горно-Бадахшанской автономной области — 115 тыс., в Согдийской области — 282 тыс., в Хатлонской области — 294 тыс., в районах республиканского подчинения — 1,05 млн, в целом по стране — на одну МФО приходится 210 тыс. человек. Как и везде в регионе, чуть больше половины тех, кто берет микрокредиты в Таджикистане – это женщины, которые в качестве цели кредита, как правило, указывают потребительские цели и развитие сельского хозяйства.
«Учитывая относительно невысокую долю NLP 90+ на рынке микрокредитования в Центральной Азии, можно утверждать, что этот сегмент чувствует себя здесь нормально. А если учесть откровенный дефицит предложения в регионах, и особенно в сельской местности, потенциал роста рынка МФО представляется очень высоким», - делают вывод эксперты.
Читайте также
В банках ожидают, что такая тенденция продолжится и в третьем квартале