Международная финансовая корпорация (IFC), входящая в группу Всемирного банка, является крупнейшим глобальным институтом развития, который работает с частным сектором на развивающихся рынках. IFC предоставляет финансирование и консультационные услуги для стимулирования экономического роста и продвижения устойчивого развития частного сектора в более чем 100 странах.
В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz ведущие эксперты IFC по инвестициям Бехзод Артыков и Бозор Давлатмамадов рассказали о ключевых принципах работы IFC и текущих проектах корпорации в Казахстане. Эксперты также поделились своим видением перспективных направлений инвестирования, необходимых для долгосрочного экономического развития страны.
- Расскажите подробнее о деятельности IFC в Казахстане – какие проекты и направления входят в сферу и интересов корпорации в нашей стране?
Бозор Давлатмамадов: IFC присутствует в Казахстане с 1993 года, и за этот период корпорация мобилизовала свыше 2,5 млрд долларов, включая собственные и привлеченные средства, для финансирования проектов в стране. Эти средства были направлены на развитие проектов в различных секторах экономики, поскольку корпорация стремится внести свой вклад в обеспечение устойчивого экономического роста РК. В целом стратегия группы Всемирного банка в Казахстане направлена на содействие инклюзивному и устойчивому экономическому росту и развитию человеческого капитала.
Бехзод Артыков: Приведу несколько примеров – мы поддержали проект нового терминала аэропорта Алматы, выделив финансирование в размере 222 млн долларов консорциуму, возглавляемому турецкой компанией TAV Airports, и став, таким образом, крупнейшим кредитором проекта. Также корпорация на протяжении многих лет через различные финансовые организации выделяет финансирование для поддержки малого и среднего бизнеса страны. Важным условием такого финансирования является поддержка нашими партнерами женского и сельского предпринимательства. Кроме этого, клиентом IFC является одна из ведущих агропромышленных групп Казахстана – компания KazFoodProducts. Это лишь несколько примеров деятельности IFC в Казахстане.
- Какими главными принципами руководствуется IFC при принятии решений об инвестировании?
Бехзод Артыков: Клиентом IFC может стать финансово устойчивая компания с безупречной репутацией, ориентированная на стабильное развитие и разделяющая ценности группы Всемирного банка. Корпорация также оценивает развивающее влияние наших инвестиций и их долгосрочный вклад в развитие экономики. Мы обращаем внимание на такие аспекты, как возможность создания новых рабочих мест, развитие зеленой экономики, поддержка гендерного равенства и ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление – Ред.). Исходя из этих принципов, IFC не работает с компаниями, которые занимаются добычей угля, нефти, асбеста, производством табачных изделий, или представителями игорной индустрии.
Бозор Давлатмамадов: Работая с частным сектором, IFC также оказывает консультационную поддержку правительствам в структурировании сделок государственно-частного партнёрства (ГЧП). ГЧП-проекты позволяют дополнять государственные ресурсы за счет мобилизации частного капитала, опыта и инноваций.
В целом возможность IFC предоставлять финансирование на длительные сроки, сопровождая инвестиции консультационными услугами, делает нас одним из немногих финансовых институтов на рынке, которые предоставляют такую поддержку.
- Вы упомянули, что помимо инвестиций, IFC также оказывает своим клиентам консультационные услуги. Расскажите об этом подробнее.
Бозор Давлатмамадов: Действительно, помимо инвестиций самой IFC, мы помогаем нашим клиентам привлекать других частных инвесторов, кредиторов и партнеров, консультируем компании по отраслевым вопросам, а также стратегиям выхода на новые рынки, повышения эффективности компании и многим другим.
Бехзод Артыков: При этом довольно часто наиболее серьезным препятствием для увеличения инвестиций частного сектора является не отсутствие финансовых ресурсов, а дефицит хорошо подготовленных и коммерчески жизнеспособных проектов. Чтобы заполнить этот пробел, с 2019 года IFC усилила свое внимание в части подготовки проектов на раннем этапе. Например, мы можем оказать клиенту поддержку в форме совместной предынвестиционной подготовки (изучение рынка для внедрения нового продукта, выход на новый рынок, подготовка технико-экономического обоснования, консультации по экологическим и социальным вопросам и декарбонизации) и так далее.
- Каковы условия финансировании от IFC и сколько в среднем занимает процесс рассмотрения проекта?
Бозор Давлатмамадов: IFC может предоставлять кредиты в иностранной и местной валютах стран, где оперирует корпорация. Мы также можем участвовать в капитале компаний, предоставлять мезонинное, торговое финансирование, инструменты для хеджирования различных рисков. Кроме этого, IFC часто участвует в привлечении синдицированных кредитов от третьих сторон. То есть без участия IFC эти кредиторы не смогли бы участвовать в финансировании того или иного проекта. Такой подход позволяет в разы увеличивать положительное влияние от предоставляемых инвестиций.
Бехзод Артыков: Что касается сроков, то в среднем это пять-шесть месяцев. В первую очередь сроки зависят от того, насколько компания соответствует международным стандартам. Сейчас мы рассматриваем несколько интересных проектов в сфере агробизнеса в Казахстане.
- IFC активно участвует в финансировании производственных предприятий агробизнеса и предприятий в сфере услуг в развивающихся странах. Расскажите подробнее об активности IFC в данных секторах в Казахстане.
Бозор Давлатмамадов: С момента открытия представительства в Казахстане в 1997 году IFC инвестировала в такого рода предприятия около 340 млн долларов. Мы рады, что некоторые из наших клиентов возвращались в IFC с новыми проектами – так, например, мы дважды инвестировали в компанию KazFoodProducts в 2017 и 2023 годах. Среди других крупных проектов в данных секторах – инвестиции в Aport Mall, RG Brands, Жамбыл Цемент и другие. На сегодняшний день приоритетными направлениями для нас являются производство и розничная реализация продуктов питания.
Бехзод Артыков: Говоря о проектах, которые мы готовы рассматривать для поддержки на предынвестиционной стадии, в Центральной Азии приоритетными для нас являются два направления: химический сектор, в том числе нефтехимия и производство удобрений, а также производство белка животного происхождения. Подчеркну, что список секторов неисчерпывающий и может включать в себя иные отрасли.
- Какие главные возможности и вызовы для экономики Казахстана вы видите со своей стороны в настоящем и будущем?
Бозор Давлатмамадов: В первую очередь хочется подчеркнуть, что IFC признает огромный потенциал экономики страны в различных отраслях – от энергетики до обрабатывающей промышленности и агробизнеса. Мы видим, что как со стороны частного сектора, так и со стороны государственных органов есть желание работать над развитием, диверсификацией экономики. И это, безусловно, отличный показатель.
Что касается вызовов, то Казахстан, как страна, интегрированная в мировую экономку, подвержен геополитическим и глобальным экономическим рискам. Однако опыт преодоления последствий недавних геополитических потрясений показал, что республика способна справляться с такими вызовами.
Другим важным вызовом не только в Казахстане, но и во всем мире является изменение климата. Мы видим интерес и последовательную работу в этом направлении со стороны бизнеса и государства и готовы оказывать необходимую поддержку, делясь имеющимися у IFC ресурсами: инвестициями, экспертизой и опытом.