Позволить банкам второго уровня привлекать вклады физических лиц в первый год работы предлагает Агентство по регулированию и развитию финансового рынка РК. Инициатива вынесена на обсуждение на портале «Открытые НПА» до 10 июля, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Как указывается в консультативном документе регуляторной политики к проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития финансового рынка и защиты прав потребителей финансовых услуг», сегодня имеется проблема наличия лишних административных барьеров для субъектов, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, и иных лиц, обращающихся в уполномоченный орган за получением согласия и других разрешительных документов.
Причина состоит в несовершенстве установленных законами РК требований, предъявляемых в рамках оказания Агентством по регулированию и развитию финансового рынка государственных услуг, и наличии в законодательстве иных требований, утративших свою актуальность в связи с соответствующими законодательными изменениями.
«В соответствии со статьей 30 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» вновь открывающиеся банки в течение года после открытия не вправе привлекать депозиты физических лиц. Данный запрет был введен в 2008 году, когда риск невозврата вкладов депозиторов был высоким. На сегодня наличие указанного запрета является административным барьером, так как с введением риск-ориентированного надзора риски невозврата вкладов физических лиц покрываются надзорными инструментами агентства. Так, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» основными задачами риск-ориентированного подхода являются выявление и предотвращение рисков и недостатков в деятельности банков, банковских конгломератов, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в целях раннего вмешательства и принятия своевременных надзорных действий для обеспечения их финансовой устойчивости и недопущения увеличения рисков в их деятельности», - поясняется в документе.
Кроме того, защита прав и интересов вкладчиков – физических лиц обеспечивается путем обязательного участия банков второго уровня в системе обязательного гарантирования депозитов, отметили в АРРФР.
Также Законом РК от 30 декабря 2022 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реализации отдельных поручений главы государства» были внесены поправки в Закон о банках, предусматривающие обязанность лиц, соответствующих признакам косвенных банковских холдингов, получать соответствующее согласие уполномоченного органа.
Между тем указанная поправка, поясняется в консультативном документе, также привела к необходимости обязательного согласования руководящих работников таких косвенных банковских холдингов, что является нецелесообразным, поскольку общее руководство банком осуществляют согласованные руководящие работники банка и/или прямого банковского холдинга, которые несут всю полноту ответственности по законодательству Республики Казахстан, а косвенный банковский холдинг не принимает участия в общем руководстве банком.
«Помимо вышеперечисленного, по результатам анализа действующих требований законодательства выявлены такие недостатки, как отсутствие возможности у финансовых организаций возлагать обязанности/полномочия отсутствующего главного бухгалтера на замещающих лиц, ограниченность перечня организаций/сфер, работа в которых может быть засчитана в трудовой стаж, необходимый для назначения на должность руководящего работника финансовой организации, а также наличия ряда других требований, являющихся излишними и подлежащими исключению в целях оптимизации процедур предоставления государственных услуг и бизнес-процессов субъектов финансового рынка», - говорится в тексте документа.
В рамках исполнения поручения президента Республики Казахстан от 04.01.2023 года № 22-6493 агентством планируется разработка законодательных поправок, предусматривающих следующее:
- в целях снижения административных барьеров и улучшения условий, предоставляемых для открытия и функционирования новых банков, предлагается исключить запрет на привлечение банком депозитов физических лиц в течение одного года после открытия банка;
- в целях привлечения квалифицированного и профессионального кадрового резерва к управлению финансовым сектором предлагается расширить перечень организаций, стаж работы в которых учитывается при согласовании кандидата на руководящую должность финансовой организации, руководящими должностями в международных финансовых организациях, в национальных управляющих холдингах, в Банке развития Казахстана, АО «ФРП «Даму» и организациях, осуществляющих микрофинансовую деятельность;
- исключить обязанность косвенных банковских холдингов согласовывать их руководящих работников с уполномоченным органом;
- в целях обеспечения непрерывности деятельности субъектов финансового рынка предлагается предусмотреть возможность возлагать исполнение обязанностей отсутствующих руководящих работников финансовых организаций на замещающих их лиц и регламентировать возможный срок исполнения обязанностей временно отсутствующего руководящего работника;
- оптимизация некоторых требований в рамках осуществления уполномоченным органом разрешительных процедур.
Предлагаемые меры, как ожидают в АРРФР, позволят: обеспечить дальнейшее развитие финансового сектора и конкуренции; исключить законодательные требования, создающие обременительное положение для субъектов финансового рынка при осуществлении ими деятельности на финансовом рынке и обращении в уполномоченный орган в рамках осуществления разрешительных процедур; обеспечить непрерывность деятельности финансовых организаций и иных субъектов финансового рынка; гармонизировать требования с имевшими место законодательными изменениями, а также их актуализацию с учетом развития цифровизации.