USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.19$
BTC
70225.20$
-621.400

Об уровне финансовой грамотности казахстанцев рассказали в АРРФР

Ответственнее к вопросам расходов относятся граждане старше 30 лет

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Валерия Змейкова

Фото: Валерия Змейкова

За 2020-2022 годы наблюдается рост уровня финансовой грамотности в Казахстане: люди стали ответственней к оплате счетов, дисциплинированней в финансовом планировании и ведении бюджета, в формировании сбережений после уплаты ежемесячных обязательных трат. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования, проведенного Агентством по регулированию и развитию финансового рынка в рамках реализации Концепции повышения финансовой грамотности на 2020-2024 годы, передает центр деловой информации Kapital.kz.

Управление собственными финансовыми средствами

По данным опроса АРРФР РК, 47,9% респондентов ведут семейный бюджет лично. Совместное распоряжение финансами семьи характерно чаще гражданам 18-29 лет (25,9%). При этом больше ответственности возлагается на женщин, нежели на мужчин. Собственным бюджетом частично распоряжаются 42,5%.

Навыками финансового менеджмента больше обладают респонденты трудоспособного возраста старше 30 лет, которые вовремя оплачивают все счета (48,6%), взвешивают свои покупательские способности (46,2%) и внимательно следят за доходами и тратами (43,8%).

Однако респонденты более молодого и старшего поколений все же согласны с тем, что их расходы превышают доходы (12,9% и 15,5% соответственно), также они живут «одним днем» (12,6% и 12,2% соответственно). Скорее всего, это связано с отсутствием или низким уровнем заработка, отсутствием опыта работы или занятостью учебным процессом в силу молодого возраста и нехваткой пенсионных выплат.

Оценка платежеспособности, в частности баланса доходов и расходов, показала, что 68,6% опрошенных оказывались в ситуации, когда доход не покрывал расходы.

Оптимистичная картина складывается касательно сберегательных навыков: 67,9% респондентов имеют возможность откладывать деньги, треть из них (31,5%) делают накопления после уплаты всех ежемесячных обязательных трат. Чаще всего это от 20% до 40% от ежемесячного дохода (35,8%). Динамика последних трех лет показывает, что количество граждан, способных формировать сбережения после уплаты ежемесячных обязательных трат, умеренно растет: для сравнения: так делали 30,6% граждан в 2020 году и 31,4% – в 2021 году.

В региональном разрезе не делают сбережений, либо не откладывают деньги в связи с тем, что после оплаты обязательных расходов средств для сбережений не остается, жители Шымкента и следующих регионов: Атырауская, Костанайская, Акмолинская, Жамбылская, Актюбинская и Восточно-Казахстанская области.

Умение использовать финансовые услуги

Наиболее известными финансовыми продуктами для граждан стали: товарный кредит (67,6%) и банковский депозит (60,4%). Это говорит о высокой осведомленности опрошенных о данных финансовых продуктах.

Банковский депозит является продуктом, который респонденты чаще всего оформляли за последние два года – 38,2%, в 2022 году на момент опроса им пользовалось 35,6% опрошенных. Для сравнения: товарным кредитом за последние два года пользовались 36,9% респондентов, а в 2022 году - 23% опрошенных.

Помимо данных услуг, респонденты чаще всего пользовались за последние два года жилищным кредитом или ипотекой (39,1%), интернет- и мобильным банкингом (38,8%), пенсионным аннуитетом (38,7%).

При выборе финансовых услуг чаще всего участники опроса рассматривают несколько вариантов в разных финансовых организациях (43,3%). Возрастная специфика участников опроса продемонстрировала, что чем моложе возраст респондента, тем шире они анализируют рынок услуг в поиске наиболее подходящих вариантов: 18-29 лет – 43,2%; 30-49 лет – 44,3%. Для сравнения: респонденты от 50 до 63 лет – 41,6%, старше 63 лет – 40,5%. В гендерном аспекте выявилось, что женщины (44%) проявляют больше интереса к поиску услуг, нежели мужчины (42,6%).

Одним из важных показателей финансовой грамотности является порядок подписания официальных документов в финансовых организациях. Преимущественная доля населения (2022 г. – 45,2%, 2021 г. – 44,9%) утверждает, что при подписании договора с финансовой организацией проявляет внимательность, прочитав и прояснив все условия. Низкий уровень знаний в подписании официальных документов проявили респонденты Карагандинской (30%) и Павлодарской (27,3%) областей, высокий – Актюбинской (50%), Алматинской (48%), Кызылординской (48%), Северо-Казахстанской (48%) и Западно-Казахстанской (48%) областей. 

Информированность о финансовой системе

Одним из условий формирования у населения институционального финансового поведения является деятельность финансовых организаций, в частности банков второго уровня, и их доступность потребителям. Треть опрошенных рассматривают финансовые организации в качестве достижения своих целей (32,5%), свободно ориентируются в финансовых услугах (31,2%) и хорошо знают, какие финансовые организации функционируют в Казахстане (30,4%).

При этом женщины больше склонны не доверять (4,8%) и сомневаться в надежности финансовой системы (5,3%), нежели мужчины (3,6% и 3,8% соответственно).

В целом население осведомлено о том, в какие органы следует обращаться при выявлении нарушений прав со стороны финансовых организаций. Результаты опроса позволяют констатировать о развитии как государственного, так и негосударственного сектора. Среди них, по оценке респондентов, превалирует ответственность за правонарушения у Департамента по защите прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (29,5%), адвокатов и юристов (29,1%), также НПО (25,3%).

Каждый пятый респондент (19,6%) решил свой вопрос с финансовой организацией. Каждый шестой (17,7%) обращался к юристу/адвокату, и каждый седьмой (14,9%) – в уполномоченный орган по развитию и регулированию финансового рынка. Около 10% прибегали к судебным методам урегулирования.

Финансовое мошенничество

Наиболее распространенными видами финансового мошенничества являются телефонное (34,2%) и интернет-мошенничество (32,7%). Как показал опрос, среди респондентов более половины встречались с финансовым мошенничеством – 55,8%. Чаще всего это телефонное мошенничество – «вишинг» (34,2%) и интернет-мошенничество – «фишинг»  (32,7%).  21,6% опрошенных были участниками мошенничества со стороны финансовых пирамид, и 11,5% – сталкивались с аферами с платежными картами.

При этом самыми распространенными способами связи мошенников с гражданами являются звонок на мобильный или городской телефон (51,5%), также сообщения в соцсетях и мессенджерах (33,4%). В 56% случаях удается распознать, но все же остальные 44% респондентов не смогли своевременно выявить правонарушение.

Поддаться на уловки мошенников чаще всего рискует старшее поколение, так как 50,7% опрошенных пенсионного возраста (63+) не распознали мошенничество. Как выяснилось, мошенники больше пользуются доверием женщин (45,3%), нежели мужчин (42,6%).

В региональном разрезе высокие показатели по варианту ответа «Нет, не удалось распознать» в Алматы и Шымкенте (по 49,3%), Восточно-Казахстанской   области (48,7%) и Астане (48%). Данные показатели могут говорить о высоких рисках развития профессионального экономического мошенничества, в первую очередь, в больших мегаполисах.

Уровень осведомленности граждан о том, что делать в случаях, когда столкнулись с мошенничеством, довольно высокий: респонденты чаще всего ищут информацию в интернете (37,9%) или обрывают дальнейшую связь с правонарушителем (29,8%). При этом низкий уровень обращения к правоохранительным органам за помощью (3,1%) несет за собой риски безнаказанности и отсутствия возможности разоблачения преступников.

При этом пенсионеры чаще всех частично передавали информацию преступникам (6,3%) и никогда не уточняли информацию у организации, от которой звонил преступник (0%).

Гендерная специфика ответов на данный вопрос показывает, что женщины более подвержены к обману со стороны мошенников: 9,2% частично передавали нужную им  информацию, для сравнения: у мужчин данный показатель равен 2,9%.

Вследствие широкой распространенности деятельности финансовых мошенников более половины респондентов утверждают, что никаких последствий не потерпели, так как не взаимодействовали с ними (57,2%), при этом наиболее ощутимым оказалось психологическое давление (34,4%). 

Финансовая грамотность лиц с инвалидностью

В рамках исследования была произведена оценка качества предоставления финансовых услуг лицам с инвалидностью. Респонденты средне оценивают уровень физического доступа к финансовым учреждениям – 66,6% оценили на «3» балла из «5». 

В региональном разрезе низкий уровень условий в финансовых организациях для лиц с инвалидностью зафиксирован в южных регионах –  Кызылординской (24%), Туркестанской (23,3%), Алматинской (22%) и Жамбылской (22%) областях,  также в центральных регионах страны – Акмолинской (22,7%) и Карагандинской (22%) областях (в совокупности показателей по шкале «1» и «2»).

При этом коммуникативные способности сотрудников финансовых учреждений оценивались несколько выше, нежели условия на местах.

Тем не менее существует ряд проблем  в создании комфортных условий получения финансовых услуг лицами с инвалидностью:

- отсутствие пандусов – 35,5%;

- отсутствие сурдопереводчиков – 26,9%;

- ненадлежащее внимание со стороны сотрудников – 40,2%.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.