USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
74.14$
+0.040
BTC
97872.50$
+3623.800

О трендах рынка безналичных платежей

Как мы будем платить за товары и услуги в ближайшем будущем?

Share
Share
Share
Tweet
Share
elekse.com

elekse.com

За два последних года казахстанский рынок электронной коммерции вырос в 3 раза. По итогам 2021 года объем рынка превысил 1,5 трлн тенге. Такие данные приводит международная компания Baker Tilly. Количество онлайн-покупок за год удвоилось. В свою очередь развитие e-commerce выступает драйвером рынка электронных платежей. Например, объемы интернет-эквайринга увеличиваются на 50-70% ежегодно.

Рынок безналичных платежей эволюционирует, подстраиваясь под запросы потребителей, отвечая на глобальные вызовы и внутригосударственные инициативы. Можно выделить восемь ключевых трендов, которые определят развитие рынка в ближайшие несколько лет.

1. Механизмы увеличения конверсии
Банки, платежные системы, бизнес в сфере e-commerce озадачены конверсией — они ищут способы увеличить долю успешных сделок. Платеж может не состояться из-за множества причин: клиент не понимает, куда вводить данные, система дала сбой, за операцию взимается комиссия и т.д. И банки уже научились устранять эти барьеры с помощью интуитивно понятного интерфейса платежной страницы и использования простых форм оплаты, повышения отказоустойчивости своих ИТ-систем, снижения и отмены комиссий. Сохранение платежной информации в ID-устройства, в мобильном приложении или в браузере позволяет не вводить реквизиты каждый раз — это тоже способ повысить конверсию платежей.

Механизмы увеличения конверсии усложняются. Теперь недостаточно сохранить платежные данные, нужно поддерживать их в актуальном состоянии без участия пользователя. Например, срок действия карты закончился и автоматическое продление услуг оказалось недоступно. Клиенту нужно потратить время на то, чтобы ввести новые данные — на данном этапе сделка может сорваться. Поэтому крупные международные платежные системы придумали сервис токенизации. Благодаря ему поставщик услуг напрямую от платежной системы узнает актуальные реквизиты и обновляет информацию в своем сервисе.

Еще один перспективный механизм для увеличения конверсии — подтверждение оплаты, даже если клиенту не хватает на счете денег. Например, человек хочет прямо сейчас оплатить путевку стоимостью 120 тыс. тенге и ему не хватает на счете 1 тыс. тенге. Банк проводит операцию, на счету клиента небольшой минус, который он обязуется погасить в течение определенного периода. Это небольшой риск, если правильно оценена благонадежность клиента. А вклад в повышение конверсии может быть существенным.

2. Новые формы оплаты
По данным исследования PwC, сумма платежей с использованием технологии Smart Pay (Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay и пр.) в Казахстане в 2021 году выросла в 33 раза по сравнению с 2019 годом. Пожалуй, это одна из наиболее перспективных форм оплаты, и ее доля продолжает увеличиваться — как за счет общего роста рынка безналичных платежей, так и сужения других сегментов. Например, падения объемов платежей с помощью терминалов, обусловленного снижением оборота наличной валюты. В 2019 году 70% платежей совершались с помощью наличных средств, в 2021 году — только 55%.

Оплата QR-кодом — новая перспективная форма безналичных платежей. Крупные игроки финансового рынка уже запустили такую возможность. Сейчас при покупке товаров можно отсканировать QR-код и оплатить покупку через приложение банка. Но перспективы технологии намного шире. Сложность в том, что нет универсальной платформы, которая смогла бы обеспечить взаимодействие банков. Поэтому пока невозможно проводить межбанковские платежи. Этот вопрос будет решаться в перспективе ближайших лет.

3. Карточные платежи для юридических лиц
Человек, у которого есть карта, может мгновенно расплатиться за любые товары и услуги. Юридические лица пока используют более сложную схему оплаты, предполагающую множество документов — счета на оплату, счет-фактуры, акты выполненных работ. Но им тоже хотелось бы упростить платежные процедуры, хотя бы в рамках небольших расходов.

Возможность такая уже есть, банки совместно с платежными системами предлагают специальные корпоративные карты — и интерес к ним растет. Однако компаниям необходимо менять внутренние бизнес-процессы. Переход на электронный документооборот (ЭДО) будет стимулировать развитие карточных платежей юридическими лицами. И мы видим, как бизнес начинает идти в эту сторону. Можно прогнозировать, что объемы карточных платежей, совершаемых юридическими лицами, будут расти.

4. Национальная платежная система
В июне 2022 года Нацбанк объявил о запуске системы мгновенных платежей. Она дает возможность переводить деньги по номеру телефона и производить оплату QR-кодом. У этого важного для рынка события два ключевых значения — уменьшение зависимости рынка Казахстана от международных платежных систем и снижение стоимости транзакций.

Многие государства запускают национальные платежные системы — в последние годы они появились в России, Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане. Это мировой тренд. И необходимость в национальном процессинге очевидна. Нацбанк работал над этой задачей последние несколько лет, и сейчас мы получили вполне рабочее и перспективное решение. Совместно с банковским сообществом дорабатываются регуляторные нормы. Например, важно определить, как будут решаться спорные моменты, как эффективнее организовать защиту прав плательщика и соблюдение интересов получателя платежей. А далее вокруг национальной платежной системы начнут появляться сервисы — токенизация, безопасные платежи 3D secure, Smart Pay и т.д. 

5. Регулирование P2P
Больше трети рынка e-commerce формирует так называемый «дикий эквайринг» — это оплата товаров и услуг с помощью P2P (платежи между физлицами). В ближайшие годы можно ожидать ужесточения регулирования этого сегмента, Нацбанк и Минфин подают соответствующие сигналы. Банки в свою очередь тоже заинтересованы в легализации бизнеса и наращивании доли цивилизованного эквайринга.

Пока регуляторы и банки действуют мягко. Например, предлагают выгодные условия для открытой работы тем клиентам, чья история транзакций похожа на прием коммерческих платежей. Но ситуация может измениться в любой момент — регулятор может обязать банки отслеживать подобные истории. Бизнесу стоит быть к этому готовым. Наилучшим способом будет легализация и сохранение всех доступных удобных способов оплаты за свои услуги.

6. Платежи в рассрочку
Один из драйверов рынка e-commerce — BNPL-сервисы (Buy Now, Pay Later — «покупай сейчас, плати потом»). Они дают возможность купить товар в интернет-магазине или маркетплейсе в рассрочку, не оформляя кредит и не покидая мобильного приложения. Как правило, речь идет о товарах низкой и средней ценовой категории. Покупка оплачивается равными долями в рамках определенного периода. В отличие от кредита проценты за пользование деньгами платит не покупатель, а продавец.

Аналитики Allied Market Research прогнозируют, что мировой рынок BNPL-сервисов в ближайшие годы будет расти в среднем на 45,7% ежегодно и к 2030 году достигнет 4 трлн долларов. Казахстанский рынок, скорее всего, будет развиваться синхронно с глобальными трендами. BNPL-сервисы предлагают несколько крупных игроков на рынке. Покупки в рассрочку уже занимают существенную долю в объеме продаж маркетплейсов, и она продолжит расти. К таким программам присоединяются и отдельные интернет-магазины.

7. SoftPOS и захват экранного времени
SoftPOS — технология, предполагающая использование смартфона вместо POS-терминала. Это перспективное направление — бизнес получает возможность быстро и без лишних затрат организовать прием безналичных платежей посредством банковских карт, телефона или QR-кода. 

В ближайшие годы технология будет активно развиваться благодаря тому, что удалось приблизить уровень безопасности платежей через SoftPOS к высокой планке надежности классических POS-терминалов. Сложность состояла в том, чтобы защитить шифрованием пин-код, который набирается на экране смартфона. Технология PIN-on-Glass позволяет это сделать.

В развитии SoftPOS есть еще одно преимущество для банков. Сейчас бизнес из разных сфер пытается занять долю экранного времени пользователей — в этом сущность супераппов. Чем больше человек проводит времени в приложении компании, тем больше касаний с ней может совершить — и больше услуг продать. Например, после установки SoftPOS банк может предложить предпринимателю в том же приложении вести складской учет и налоговую отчетность, оплачивать расходы или начислять зарплату сотрудникам.

Есть и встречный тренд, когда производители POS-терминалов начинают добавлять функции, чтобы приблизить свое оборудование к смартфонам.

8. Развитие цифровых денег
Абсолютно новым платежным средством в ближайшие годы могут стать цифровые деньги. В Казахстане эта идея находится на уровне активного обсуждения и пилотирования.

Так, до конца 2022 года проходит пилотный проект «Цифровой тенге», который предполагает запуск цифровой национальной валюты —третьей формы денег наряду с наличной и безналичной. Цифровые валюты интересны тем, что повышают прозрачность платежей: каждая единица хранит в себе информацию о том, кто, когда и на какие цели ее потратил.

Параллельно развивается пилотный проект Международного финансового центра «Астана», где отрабатываются принципы работы с криптоинструментами на базе криптобирж. Криптовалюты — это мировой тренд, который не получится обойти стороной. Но чтобы избежать бесконтрольного развития этого рынка, важно на старте договориться о его регулировании и роли всех заинтересованных участников, включая банки второго уровня.

***

Работа над конверсией, запуск новых форм оплаты и платежных сервисов приведут к дальнейшему росту рынка e-commerce. Доля безналичных платежей в общем денежном обороте превысит наличные. С развитием цифровых денег будет меняться и роль банков. Скорость, с которой будет развиваться рынок электронных платежей, во многом будет зависеть от того, насколько охотно и быстро его участники смогут договариваться между собой. Диалог банков второго уровня с государством и регуляторами, а также между собой, поиск путей взаимодействия и сотрудничества — серьезная задача, которую невозможно игнорировать.

Шокан Дусипов, руководитель Halyk Finservice

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.