Рынок розничной электронной коммерции в Казахстане продолжает расти. В первом полугодии 2021 года его объем составил 426 млрд тенге. Это на 116% больше, чем в аналогичном периоде 2020 года. Однако темпы роста замедлились - объем рынка в первом полугодии 2021 года вырос всего на 7% в сравнении со вторым полугодием 2020 года (3К и 4К). Об этом говорится в совместном исследовании PwC Kazakhstan и Ассоциации Цифровой Казахстан (АЦК) за 6 месяцев 2021 года, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на данные обзора.
Основные выводы исследования:
Количество транзакций (онлайн-заказов) за 6М2021 в сравнении с 6М2020 также значительно увеличилось - почти в 2 раза, в то время как средний чек в тенге вырос всего на 10%.
«Помимо органического развития цифровых отраслей и популяризации онлайн-операций, есть ряд факторов, которые повлияли на эту ситуацию. Например, запуск государственных программ по цифровизации торговли; почти сформировавшаяся адаптация игроков электронной коммерции к текущим санитарно-эпидемиологическим требованиям; улучшение онлайн-ассортимента товаров, услуг доставки, удобства интернет-площадок в целом», - указывают авторы исследования.
Анализ роста объема продаж и количества транзакций показывает, что оба показателя выросли значительно и равномерно относительно ситуации в прошлом году (6М2020 в сравнении с 6М2019), когда объем продаж увеличился намного больше, чем количество транзакций (продажи увеличились на 54%, а количество транзакций всего на 3%).Таким образом, увеличение среднего чека в первом полугодии 2021 года относительно аналогичного периода 2020 года возросло незначительно: примерно на 2 тыс. тенге с 20 до 22 тыс. Отметим, что в первом полугодии 2020 года средний чек вырос на 48% по сравнению с первым полугодием 2019 года.
«Можно предположить, что в первом полугодии 2021 года не было значительных сдвигов в поведенческих паттернах потребителей, какие наблюдались в 2020 году, когда было невозможно приобретать товары офлайн, и возросшее доверие потребителей к цифровым платформам подвигли людей совершать более дорогие онлайн-покупки», - указывается в обзоре.
При этом процент покупок со смартфона остается на высоком уровне - 91%, что на 2 процентных пункта выше, чем в аналогичном периоде 2020 года. Также отмечается увеличение суммы среднего чека при покупках со смартфона на 12%. Возрастающая доступность смартфонов и постоянно совершенствующиеся приложения игроков рынка электронной коммерции способствуют высокому проценту онлайн-покупок с мобильных устройств.
«Увеличение суммы среднего чека может говорить о комбинации факторов инфляции, уже отмеченного возросшего доверия людей к покупкам онлайн, удобства использования мобильных приложений, а также неопределенности в первом полугодии 2020 года, вызванной последствиями пандемии», - поясняют эксперты.
Объем продаж рынка розничной электронной коммерции
В прошлом году динамика спроса на рынке розничной электронной коммерции имела иной характер в сравнении с «доковидным» периодом 2019 года. В 2021 году, несмотря на продолжающуюся пандемию и все еще ощутимые карантинные ограничения, наблюдается восстановление распределения спроса. Таким образом, продажи в 1К2021 упали на 9% (в сравнении с 4К2020), что характерно для начала года, а во 2К2021 выросли на 21% в сравнении с 1К2021, что также схоже с трендом в 2019 году.
«Можно предположить, что адаптация к жизни как потребителей, так и игроков рынка в условиях пандемии заметно стабилизируется. Рост объема рынка, резко начавшийся в 3К2020, продолжился и в 2021 году. Как уже упоминалось, объем рынка розничной электронной коммерции за 6М2021 увеличился на 116% по сравнению с 6М2020. В 1К2021 рынок вырос на 130% (по сравнению с 1К2020) и составил около 193 млрд тенге. Во 2К2021 рынок вырос на 106% (в сравнении с 2К2020) и достиг пика в 233 млрд тенге. Предыдущий максимум объема рынка наблюдался в 4К2020 в размере 213 млрд тенге», - поясняют аналитики.
В целом 2021 год показал, что потребительские привычки, сформировавшиеся во время карантинных ограничений в 2020 году, в большей степени устоялись и стали частью потребительской культуры. Результаты анализа данных, а также проведенных опросов игроков рынка говорят о том, что в первом полугодии 2021 года его объем увеличился не столько благодаря большему количеству потребителей, сколько из-за того, что люди стали заказывать больше товаров и проводить больше онлайн-транзакций. Вопрос о доверии покупателей к цифровым операциям уже не настолько актуальный, сколько вопрос о качестве обслуживания, возрастающих требованиях к мобильным приложениям, ассортименту, доставке последней мили, программам лояльности и маркетинговым акциям.
Количество транзакций на рынке розничной электронной коммерции
Динамика изменения количества транзакций в первом полугодии
2021 года демонстрирует противоположный объему продаж тренд. Например, в 1К2021 количество транзакций
увеличилось на 20% по сравнению с 4К2020, тогда как продажи снизились на 9%. Во
2К2021 количество транзакций упало на 13% (в сравнении с 1К2021), в то время
как продажи повысились на 21%.
Квартальные изменения количества транзакций за 6М2021 также противоположны
квартальным изменениям за 6М2020:
- в 1К2021 наблюдалось увеличение
количества транзакций на 20% относительно 4К2020, а в 1К2020 - снижение на 39%
в сравнении с 4К2019;
- во 2К2021 наблюдалось снижение количества транзакций на 13% относительно
1К2021, а в 1К2020 - увеличение на 32% в сравнении с 1К2019.
«Таким образом, в 1К2021 относительно 4К2020 рост транзакций
и одновременно снижение объема продаж привели к падению суммы среднего чека.
Можно предположить, что потребители стали покупать меньше товаров в одном чеке или
приобретать более дешевые товары. Это может быть частично связано с повышением качества доставки. Например, некоторые игроки отмечают улучшение услуг, предоставляемых Казпочтой.
Вдобавок к этому оптимизация процессов и услуг игроков рынка, позволяющая в
большинстве случаев
быструю и бесплатную доставку не только в черте города, но и межгородскую доставку,
что способствует увеличению количества транзакций», - считают эксперты.
Средний чек на рынке розничной электронной коммерции
Сумма среднего чека в первом полугодии 2021 года значительно не выросла по сравнению с идентичным периодом 2020 года - при росте на 10% средний чек составил около 22 тыс. тенге.
Во 2К2021 наблюдался резкий скачок в 38% в сравнении с предыдущим кварталом. Однако это можно объяснить резким спадом среднего чека в 1К2021 относительно 4К2020 - спад составил 25%, что привело к снижению суммы среднего чека с 25 тыс. тенге до 18,8 тыс. тенге. Снижение среднего чека характерно для 1К из-за того, что 4К - это предновогодний и праздничный период со скидочными акциями, после которого снижение потребительской активности ожидаемо. Несмотря на это, падению среднего чека на 25% в 1К2021 относительно 4К2020 могли способствовать и другие факторы.
«Например, в данном периоде
люди стали совершать больше транзакций, но объем продаж при этом снизился, что
может говорить о том, что люди перешли от покупок дорогих товаров к более дешевым,
либо стали заказывать меньше товаров за одну транзакцию. Снижение среднего чека
также может быть связано частично с тем, что в 2021 году часть потребителей вернулась
в офлайн из-за смягчения карантинных мер. А те покупатели, которые изначально предпочитали
совершать покупки онлайн, расширили категории потребляемых видов товаров, все
больше приобретая повседневные недорогие товары, что и отразилось на сумме
среднего чека», - указывается в обзоре.
В 1К2021 средний чек снизился на 6% в сравнении с 1К2020, тогда как в 1К2020 наблюдался значительный годовой прирост в 62% относительно 1К2019.
В начале прошлого года, до пандемии COVID-19, в динамике развития электронной коммерции наблюдался органический рост по всем показателям. Но после стремительного развития отрасли из-за коронавирусных ограничений можно предположить, что необычная динамика изменения показателей в 2021 году, в том числе падение среднего чека на 6% в 1К2021 в сравнении с 1К2020, отражает адаптацию как потребителей, так и игроков рынка.
Игроки рынка постоянно улучшают свои процессы, сервисы доставки и оплаты, расширяют ассортимент товаров. Покупатели, в свою очередь, потребляют все больше разных категорий товаров. Помимо этого, на снижение среднего чека могло повлиять и то, что более дорогие товары (техника, электроника и т.д.) были по большей части уже приобретены в 4К2020 в период праздничных скидок и акций.
«В целом в первом полугодии 2021 года наблюдалось увеличение суммы среднего чека в тенге на 10% в сравнении с таким же периодом 2020 года. Прирост среднего чека во 2К2021 относительно 2К2020 составил 27%. Можно предположить, что на это частично повлияли предпосылки и новости о переходе организаций, в том числе школ, на офлайн-работу и обучение как следствие мер по расширению масштаба вакцинации, особенно среди сотрудников этих организаций. Это могло спровоцировать увеличение среднего чека и спроса в целом, так как люди стали покупать больше товаров из-за постепенного возвращения в офлайн-режим», - считают эксперты.
Маркетплейсы в электронной коммерции
Маркетплейсы становятся одними из ключевых игроков индустрии розничной электронной торговли в мире. В 2021 году доля продаж через маркетплейсы от общей розничной электронной коммерции в мире ожидается на уровне 62%. В Казахстане также идет тренд на платформизацию: торговые площадки представлены локальными компаниями финтех и e-commerce, банками, а также международными игроками. Успешные игроки как в мире, так и на местном рынке предпочитают развивать сервисы внутри маркетплейсов, чтобы обеспечить максимальный комфорт клиенту и, тем самым, заработать его лояльность. Таким образом создается интегрированная экосистема как для существующих клиентов внутри организации, так и для клиентов в сети партнеров. Выстраивается удобная цепочка для потребителя (торговая площадка, логистика и доставка, финансовые услуги и т.д.), которая еще больше способствует стремительному развитию индустрии e-commerce.
Читайте также
Так считает заместитель председателя правления НПП Нариман Абильшаиков