USD
498.34₸
+3.470
EUR
519.72₸
-0.930
RUB
4.85₸
-0.060
BRENT
75.28$
BTC
98693.70$
-72.300

Объем рынка e-commerce за первое полугодие достиг 426 млрд тенге

По сравнению с прошлым годом показатель вырос на 116%, однако темпы роста замедлились, указывается в обзоре PwC

Share
Share
Share
Tweet
Share
E-pepper.ru

E-pepper.ru

Рынок розничной электронной коммерции в Казахстане продолжает расти. В первом полугодии 2021 года его объем составил 426 млрд тенге. Это на 116% больше, чем в аналогичном периоде 2020 года. Однако темпы роста замедлились - объем рынка в первом полугодии 2021 года вырос всего на 7% в сравнении со вторым полугодием 2020 года (3К и 4К). Об этом говорится в совместном исследовании PwC Kazakhstan и Ассоциации Цифровой Казахстан (АЦК) за 6 месяцев 2021 года, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на данные обзора.

Основные выводы исследования:

Объем рынка e-commerce за первое полугодие достиг 426 млрд тенге 1852350 - Kapital.kz

Количество транзакций (онлайн-заказов) за 6М2021 в сравнении с 6М2020 также значительно увеличилось - почти в 2 раза, в то время как средний чек в тенге вырос всего на 10%.

«Помимо органического развития цифровых отраслей и популяризации онлайн-операций, есть ряд факторов, которые повлияли на эту ситуацию. Например, запуск государственных программ по цифровизации торговли; почти сформировавшаяся адаптация игроков электронной коммерции к текущим санитарно-эпидемиологическим требованиям; улучшение онлайн-ассортимента товаров, услуг доставки, удобства интернет-площадок в целом», - указывают авторы исследования.

Анализ роста объема продаж и количества транзакций показывает, что оба показателя выросли значительно и равномерно относительно ситуации в прошлом году (6М2020 в сравнении с 6М2019), когда объем продаж увеличился намного больше, чем количество транзакций (продажи увеличились на 54%, а количество транзакций всего на 3%).Таким образом, увеличение среднего чека в первом полугодии 2021 года относительно аналогичного периода 2020 года возросло незначительно: примерно на 2 тыс. тенге с 20 до 22 тыс. Отметим, что в первом полугодии 2020 года средний чек вырос на 48% по сравнению с первым полугодием 2019 года.

«Можно предположить, что в первом полугодии 2021 года не было значительных сдвигов в поведенческих паттернах потребителей, какие наблюдались в 2020 году, когда было невозможно приобретать товары офлайн, и возросшее доверие потребителей к цифровым платформам подвигли людей совершать более дорогие онлайн-покупки», - указывается в обзоре.

При этом процент покупок со смартфона остается на высоком уровне - 91%, что на 2 процентных пункта выше, чем в аналогичном периоде 2020 года. Также отмечается увеличение суммы среднего чека при покупках со смартфона на 12%. Возрастающая доступность смартфонов и постоянно совершенствующиеся приложения игроков рынка электронной коммерции способствуют высокому проценту онлайн-покупок с мобильных устройств.

«Увеличение суммы среднего чека может говорить о комбинации факторов инфляции, уже отмеченного возросшего доверия людей к покупкам онлайн, удобства использования мобильных приложений, а также неопределенности в первом полугодии 2020 года, вызванной последствиями пандемии», - поясняют эксперты.

Объем продаж рынка розничной электронной коммерции

В прошлом году динамика спроса на рынке розничной электронной коммерции имела иной характер в сравнении с «доковидным» периодом 2019 года. В 2021 году, несмотря на продолжающуюся пандемию и все еще ощутимые карантинные ограничения, наблюдается восстановление распределения спроса. Таким образом, продажи в 1К2021 упали на 9% (в сравнении с 4К2020), что характерно для начала года, а во 2К2021 выросли на 21% в сравнении с 1К2021, что также схоже с трендом в 2019 году.

«Можно предположить, что адаптация к жизни как потребителей, так и игроков рынка в условиях пандемии заметно стабилизируется. Рост объема рынка, резко начавшийся в 3К2020, продолжился и в 2021 году. Как уже упоминалось, объем рынка розничной электронной коммерции за 6М2021 увеличился на 116% по сравнению с 6М2020. В 1К2021 рынок вырос на 130% (по сравнению с 1К2020) и составил около 193 млрд тенге. Во 2К2021 рынок вырос на 106% (в сравнении с 2К2020) и достиг пика в 233 млрд тенге. Предыдущий максимум объема рынка наблюдался в 4К2020 в размере 213 млрд тенге», - поясняют аналитики.

Объем рынка e-commerce за первое полугодие достиг 426 млрд тенге 1852360 - Kapital.kz

В целом 2021 год показал, что потребительские привычки, сформировавшиеся во время карантинных ограничений в 2020 году, в большей степени устоялись и стали частью потребительской культуры. Результаты анализа данных, а также проведенных опросов игроков рынка говорят о том, что в первом полугодии 2021 года его объем увеличился не столько благодаря большему количеству потребителей, сколько из-за того, что люди стали заказывать больше товаров и проводить больше онлайн-транзакций. Вопрос о доверии покупателей к цифровым операциям уже не настолько актуальный, сколько вопрос о качестве обслуживания, возрастающих требованиях к мобильным приложениям, ассортименту, доставке последней мили, программам лояльности и маркетинговым акциям.

Количество транзакций на рынке розничной электронной коммерции

Динамика изменения количества транзакций в первом полугодии 2021 года демонстрирует противоположный объему продаж тренд. Например, в 1К2021 количество транзакций увеличилось на 20% по сравнению с 4К2020, тогда как продажи снизились на 9%. Во 2К2021 количество транзакций упало на 13% (в сравнении с 1К2021), в то время как продажи повысились на 21%. Квартальные изменения количества транзакций за 6М2021 также противоположны квартальным изменениям за 6М2020:
- в 1К2021 наблюдалось увеличение количества транзакций на 20% относительно 4К2020, а в 1К2020 - снижение на 39% в сравнении с 4К2019;
- во 2К2021 наблюдалось снижение количества транзакций на 13% относительно 1К2021, а в 1К2020 - увеличение на 32% в сравнении с 1К2019.

Объем рынка e-commerce за первое полугодие достиг 426 млрд тенге 1852364 - Kapital.kz

«Таким образом, в 1К2021 относительно 4К2020 рост транзакций и одновременно снижение объема продаж привели к падению суммы среднего чека. Можно предположить, что потребители стали покупать меньше товаров в одном чеке или приобретать более дешевые товары. Это может быть частично связано с повышением качества доставки. Например, некоторые игроки отмечают улучшение услуг, предоставляемых Казпочтой. Вдобавок к этому оптимизация процессов и услуг игроков рынка, позволяющая в большинстве случаев быструю и бесплатную доставку не только в черте города, но и межгородскую доставку, что способствует увеличению количества транзакций», - считают эксперты.

Средний чек на рынке розничной электронной коммерции

Сумма среднего чека в первом полугодии 2021 года значительно не выросла по сравнению с идентичным периодом 2020 года - при росте на 10% средний чек составил около 22 тыс. тенге.

Во 2К2021 наблюдался резкий скачок в 38% в сравнении с предыдущим кварталом. Однако это можно объяснить резким спадом среднего чека в 1К2021 относительно 4К2020 - спад составил 25%, что привело к снижению суммы среднего чека с 25 тыс. тенге до 18,8 тыс. тенге. Снижение среднего чека характерно для 1К из-за того, что 4К - это предновогодний и праздничный период со скидочными акциями, после которого снижение потребительской активности ожидаемо. Несмотря на это, падению среднего чека на 25% в 1К2021 относительно 4К2020 могли способствовать и  другие факторы.

Объем рынка e-commerce за первое полугодие достиг 426 млрд тенге 1852369 - Kapital.kz

«Например, в данном периоде люди стали совершать больше транзакций, но объем продаж при этом снизился, что может говорить о том, что люди перешли от покупок дорогих товаров к более дешевым, либо стали заказывать меньше товаров за одну транзакцию. Снижение среднего чека также может быть связано частично с тем, что в 2021 году часть потребителей вернулась в офлайн из-за смягчения карантинных мер. А те покупатели, которые изначально предпочитали совершать покупки онлайн, расширили категории потребляемых видов товаров, все больше приобретая повседневные недорогие товары, что и отразилось на сумме среднего чека», - указывается в обзоре.

В 1К2021 средний чек снизился на 6% в сравнении с 1К2020, тогда как в 1К2020 наблюдался значительный годовой прирост в 62% относительно 1К2019.

В начале прошлого года, до пандемии COVID-19, в динамике развития электронной коммерции наблюдался органический рост по всем показателям. Но после стремительного развития отрасли из-за коронавирусных ограничений можно предположить, что необычная динамика изменения показателей в 2021 году, в том числе падение среднего чека на 6% в 1К2021 в сравнении с 1К2020, отражает адаптацию как потребителей, так и игроков рынка.

Игроки рынка постоянно улучшают свои процессы, сервисы доставки и оплаты, расширяют ассортимент товаров. Покупатели, в свою очередь, потребляют все больше разных категорий товаров. Помимо этого, на снижение среднего чека могло повлиять и то, что более дорогие товары (техника, электроника и т.д.) были по большей части уже приобретены в 4К2020 в период праздничных скидок и акций.

«В целом в первом полугодии 2021 года наблюдалось увеличение суммы среднего чека в тенге на 10% в сравнении с таким же периодом 2020 года. Прирост среднего чека во 2К2021 относительно 2К2020 составил 27%. Можно предположить, что на это частично повлияли предпосылки и новости о переходе организаций, в том числе школ, на офлайн-работу и обучение как следствие мер по расширению масштаба вакцинации, особенно среди сотрудников этих организаций. Это могло спровоцировать увеличение среднего чека и спроса в целом, так как люди стали покупать больше товаров из-за постепенного возвращения в офлайн-режим», - считают эксперты.

Маркетплейсы в электронной коммерции

Маркетплейсы становятся одними из ключевых игроков индустрии розничной электронной торговли в мире. В 2021 году доля продаж через маркетплейсы от общей розничной электронной коммерции в мире ожидается на уровне 62%. В Казахстане также идет тренд на платформизацию: торговые площадки представлены локальными компаниями финтех и e-commerce, банками, а также международными игроками. Успешные игроки как в мире, так и на местном рынке предпочитают развивать сервисы внутри маркетплейсов, чтобы обеспечить максимальный комфорт клиенту и, тем самым, заработать его лояльность. Таким образом создается интегрированная экосистема как для существующих клиентов внутри организации, так и для клиентов в сети партнеров. Выстраивается удобная цепочка для потребителя (торговая площадка, логистика и доставка, финансовые услуги и т.д.), которая еще больше способствует стремительному развитию индустрии e-commerce.

Объем рынка e-commerce за первое полугодие достиг 426 млрд тенге 1852377 - Kapital.kz

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.