На вывод казахстанских предприятий на международные электронные платформы до 2026 года из республиканского бюджета планируют потратить 702 950 тысяч тенге. Об этом говорится в Нацпроекте «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев», сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Оказывает данную услугу отечественным товаропроизводителям (ОТП) QazTrade. В 2021 году на эти цели потрачено 129 084 тыс. тенге - оператор полностью выполнил свои обязательства, пояснили в министерстве торговли и интеграции корреспонденту Kapital.kz. «Средства были направлены на покупку 50 аккаунтов «Золотой Поставщик» на Alibaba.com, сервисное обслуживание казахстанских компаний на платформе и вывод 50 новых предприятий, которые в октябре уже начали работать. Необходимо отметить, что в прошлом году казахстанские предприятия получили 100 аккаунтов «Золотой Поставщик», а совокупная сумма заключенных контрактов (в рамках площадки Alibaba – Ред.) за два года составила 75,7 млн долларов», - ответили в ведомстве.
Сейчас на Alibaba.com представлено более 4 тыс. товарных позиций от казахстанских предприятий. Наибольший интерес покупатели проявляют к пластиковым игрушкам, фильтрам, электротехнике, текстильной продукции, маслу, зерновой продукции, меду и замороженному мясу. Основными рынками сбыта являются Афганистан, Китай, Туркменистан, Узбекистан, Бахрейн, ОАЭ и Иран. В 2021 году на платформе появились новые экспортные товары из Казахстана - аккумуляторные батареи, ПЭТ-преформы, амуниция для собак и модемы.
В Минторговли напомнили, что отечественные производители активно торгуют и на крупнейшей российской площадке Wildberries, прорабатывается вопрос по выводу компаний на маркетплейс Ozon. «В текущем году были сняты ограничения по регистрации ОТП на Amazon. Казахстанская продукция - бытовая химия, джемы, чай - выведена на Kazanexpress. По проекту Ready4TradeCA четыре компании работают на платформе eBay CentralAsia», - рассказали в ведомстве.
На вопрос об ожидаемом эффекте для экономики Казахстана от реализации этого пункта нацпроекта в министерстве ответили, что по текущим расчетам, до конца года предприятия, торгующие на платформе Alibaba, заключат контракты на более 100 млн долларов. «Планируется ежегодно наращивать экспорт несырьевой продукции в таких же объемах. Каждый вложенный тенге за последние годы принес в бюджет Казахстана порядка 20 тенге. Это так называемые револьверные деньги… В прошлом году, когда запускалась данная программа, основной целью было научить отечественных товаропроизводителей работать на международных электронных площадках. Сейчас мы видим, что бизнес в условиях пандемии перестроился, и многие предприятия сами запрашивают информацию о возможностях, которые открывают маркетплейсы. Учитывая эффективность этого инструмента и его востребованность, до 2025 года на платформу ежегодно будем выводить по 50 ОТП в статусе «Золотой Поставщик», - рассказали в министерстве.
Как пояснили в Минторговли, сопровождение компаний это не только поддержание работы аккаунтов, это и помощь в решении каждодневных задач экспортеров, включая связь с загранучреждениями, вопросы сертификации, поиск наиболее выгодных логистических маршрутов. «Сейчас проводится анализ международных платформ по основным критериям: импортные возможности и логистическая доступность. Наша цель - выбрать те платформы, на которых отечественные компании смогут свободно торговать. 2020 год показал, что многие контракты, которые планировалось заключить, не были осуществлены из-за ограничений, в том числе логистических. Сорвался контракт на 1,8 млн долларов на поставку огнетушителей и прочей техники. Это не единичный случай. Поэтому министерство старается подобрать такие платформы, торговля на которых не будет ограничена», - сообщили в пресс-службе.
В ведомстве считают, что прямая поддержка по продвижению на интернет-платформе Alibaba.com начинающим и опытным предпринимателям позволит повысить узнаваемость казахстанской продукции. Однако предприятия должны соответствовать нескольким критериям. В первую очередь, у товаропроизводителей или торговых компаний должен быть потенциал для наращивания экспорта и производственных мощностей. «Выставление товаров на платформе Alibaba и любых других - это как своеобразная витрина, далее работа ложится на плечи продавцов, как часто они посещают свою страницу, как часто отвечают на запросы, как договариваются. Знание английского языка также бывает критичным», - подчеркнули в МТИ.
Читайте также
Министерство торговли и интеграции и QazTrade подвели итоги отбора
Отметим, что сейчас в Нур-Султане, Алматы и Актобе работают три фулфилмент-центра. За 10 месяцев в них было обработано и
отправлено на доставку 220 тыс. почтовых отправлений клиентов «Казпочты». В 2022 году планируется открыть 4 фулфилмент-центра в Алматы, Нур-Султане, Караганде и Шымкенте. В 2023 году намечено запустить еще 4 фулфилмент-центра в Усть-Каменогорске, Павлодаре, Актау и Уральске.
В ведомстве перечислили преимущества услуги фулфилмент для предпринимателей. Это отсутствие затрат на строительство, аренду или покупку зданий и обустройство инфраструктуры для хранения товаров; отсутствие расходов на содержание персонала, кадровое делопроизводство и бухгалтерский учет. При заказе аутсорсинга логистики не нужно искать сотрудников и создавать условия для их работы, а высвободившиеся материальные и трудовые ресурсы можно направить на повышение качества сервиса, совершенствование продукта, расширение спектра услуг. Кроме того, аутсорсинг склада — очень удобное и выгодное решение для небольших фирм и индивидуальных предпринимателей: значительное упрощение работы для владельца интернет-магазина, минимальное участие во всех процессах; постоянное наличие определенного запаса товаров на складе; возможность поставки на склад напрямую от поставщика; сокращение сроков пересылки почтовых отправлений.