USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96989.50$
-90.000

Как сделать евразийскую интеграцию более продуктивной?

Ряд вопросов рассмотрят на очередном заседании Евразийского межправительственного совета на уровне премьер-министров 19-20 августа

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как сделать евразийскую интеграцию более продуктивной? - Kapital.kz

В первой половине 2010-х евразийская интеграция сделала большой рывок. Введен общий таможенный тариф, сняты внутренние таможенные границы, созданы евразийские интеграционные институты. В 2015 году создан полноценный общий рынок труда – по уровню пользы для конкретных людей, возможно, самое большое достижение евразийской интеграции. Успехи были и в последние годы – достигнут прогресс по единому техническому регулированию, принят Таможенный кодекс, сформировано общее пенсионное пространство, подписаны первые соглашения о свободной торговле. Но в целом темпы евразийской интеграции ощутимо снизились. Сложные процессы согласования по формированию секторальных общих рынков ведутся на уровне профильных ведомств и на площадках органов ЕАЭС. Есть проблемы с реальным содержанием в пакетах документов по общим рынкам. Фаза становления пройдена, и дальнейшие шаги в развитии интеграционных процессов будут требовать больше времени, усилий, политической воли.

Сейчас перед евразийской интеграцией поставлены вопросы активизации взаимной торговли, продвижения товаров ЕАЭС на внешних рынках, оперативного устранения внутренних ограничений и препятствий в торговле, проведения цифровых изменений, достройки общих рынков. Эти и другие вопросы будут рассмотрены на очередном заседании Евразийского межправительственного совета на уровне премьер-министров 19-20 августа.

В преддверии Межправсовета полезно задаться вопросом о том, достигла ли евразийская интеграция «потолка» и как она преодолела пандемию? Насколько интеграция помогает гражданам и бизнесу стран Союза?

Трудности преодоления пандемии COVID-19 в 2020 году еще раз показали важность сотрудничества и координации усилий наших пяти стран. Именно в таких ситуациях должна проявляться эффективность интеграционного объединения. Государствами-членами и наднациональными органами Союза были предприняты совместные меры по предупреждению и преодолению негативных последствий пандемии, в том числе меры по поставке необходимых медицинских препаратов и оборудования, тиражированию и расширению производства вакцин на территории ЕАЭС. Однако не все удары по людям и бизнесу удалось нейтрализовать или смягчить. Несколько примеров.

Миграционный прирост в Россию в пандемийный год из стран СНГ сократился примерно в 2 раза, из Кыргызстана – в 10 раз. Сокращение численности мигрантов вследствие их сезонного отъезда и последующего закрытия границ привело к дефициту рабочей силы в строительстве, ЖКХ, курьерской доставке и такси. В свою очередь, это привело к увеличению издержек и росту цен.  

Аналогичные трудности с возвратом на обучение в вузах России испытывали более 100 тысяч студентов из Центральной Азии. Многие так и не смогли вернуться. Даже при всем прогрессе цифровизации дистанционное обучение не всегда является доступным. Полноценной заменой офлайн-образования оно пока тоже не является. Страдает социальная интеграция, которая достигается только в живом общении. Союзу можно было бы подумать над внедрением полноценной программы образовательных (академических) обменов. Мы в ближайшее время опубликуем аналитическую разработку по созданию в ЕАЭС Программы образовательных обменов имени Шокана Валиханова с распределением затрат на обучение между вузом, семьёй и государством и приоритетом на подготовке инженерных кадров.

Нельзя упускать из виду и системную повестку евразийской экономической интеграции, по которой есть существенные достижения. На мой взгляд, имеет смысл сделать акцент на следующих задачах, реализация которых принесет бизнесу и гражданам стран-членов ЕАЭС наибольшую пользу.

Во-первых, достройка общих рынков и обеспечение максимально полного применения Единого таможенного тарифа. Конечной целью может стать максимальный охват общего рынка как по товарам, так и по услугам, а это подразумевает реальные общие рынки электроэнергии, углеводородов, фармацевтики, финансовых услуг. Объем работы по этим направления предстоит колоссальный, особенно с учётом необходимости фокусировки общих рынков на устойчивое и опережающее экономическое развитие стран Союза.

Во-вторых, ликвидация / унификация нетарифных барьеров — необходимый и важный процесс для модернизации и кооперации экономик стран ЕАЭС. По данным ЕЭК, в период 2016 - 2020 гг. на внутреннем рынке ЕАЭС устранены примерно 85% выявленных барьеров. Вместе с тем значительная часть барьеров не попадает в мониторинг, так как остаются неформализованными, что создает трудности для выработки механизмов по их преодолению. На практике нетарифные барьеры препятствуют торговле сильнее, чем в общем-то невысокие импортные пошлины. Без успешной борьбы с нетарифными барьерами эффективность единого таможенного пространства резко снижается. Устранение трансграничных барьеров между странами Союза, наряду с привлечением долгосрочных инвестиций в основной капитал, обеспечит дополнительные стимулы для развития промышленной кооперации, выпуска совместно произведённой продукции, в том числе ориентированной на экспорт.

В-третьих, реализация сквозных интеграционных проектов системного характера – прежде всего в транспортно-логистическом комплексе, электроэнергетике (включая возобновляемые источники энергии) и информационно-коммуникационных технологиях.  Что мы понимаем под сквозными интеграционными проектами? Во-первых, это проекты, имеющие трансграничное измерение – осуществляемые двумя и более странами. Во-вторых, это инициативы, образующие каркас Общего евразийского рынка – проекты, «сшивающие» ткань экономик ЕАЭС и меняющие облик отраслей и рынков за счёт своего инфраструктурного характера. Стимулируя создание таких проектов, которые по-прежнему в дефиците, важно изначально ориентировать их на оказание благотворного долгосрочного экологического и социального воздействия на национальные экономики.

В-четвертых, встраивание в глобальную экономику и цепочки добавленной стоимости – отдельная важнейшая задача. И здесь ЕАЭС может сильно помочь. Стоит заметить, что достижение странами ЕАЭС более благоприятных условий доступа на внешние рынки в долгосрочной перспективе также будет способствовать повышению благосостояния на всём пространстве Союза. Это обеспечивается через каналы торговли, инвестиций, технологического сотрудничества и другие инструменты, «вшитые» в соглашения о свободной торговле. После начальной «тренировки» на небольших торговых партнерах на повестку дня могли бы быть поставлены прорывы с более крупными и значимыми для экономик стран ЕАЭС партнёрами – например, с Южной Кореей.

В-пятых, обеспечение адаптации внешнеторговой, промышленной, налоговой политик стран ЕАЭС к новым условиям трансграничного климатического регулирования, формируемым в первую очередь ЕС. Целесообразно активно включиться в глобальную климатическую повестку с целью укрепления внешней конкурентоспособности товаров стран Союза.

В-шестых, разработка и реализация целевых проектов и программ, направленных на социальную интеграцию, например, в сферах здравоохранения, образования, научно-технического сотрудничества, экологии, культуры, истории и туризма. Тем самым будут решаться задачи социального взаимодействия – формирования понятной для населения «общественной ткани» интеграции.

Эти вопросы и темы - включая авиасообщение и миграцию - формируют живую ткань интеграционного процесса. Они затрагивают работу десятков тысяч компаний и жизнь десятков миллионов людей. Успех в их решении внесет свою лепту в дальнейшее выстраивание взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза. Для поступательного развития интеграционных процессов нужно регулярно проводить мониторинг реальных потребностей бизнеса и населения и непрерывно адаптироваться под такие потребности. В конечном счете, интеграция только тогда успешна, когда она отвечает чаяниям граждан и бизнеса и улучшает их благосостояние и качество жизни.

Автор: Евгений Винокуров, главный экономист Евразийского банка развития и Евразийского фонда стабилизации и развития 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.