Поскольку нет понимания, когда в Казахстане отменят режим ЧП, владельцам компаний нужно осознать, что будущее их бизнеса зависит от стратегического подхода к планированию. А это означает, что у них должны быть позитивный, нейтральный и негативный сценарии, сказала в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz сертифицированный консультант по управлению, директор компании «Диалог» Айжан Дуйсебаева.
- Айжан, как в нынешних условиях удержать компанию на плаву? Для каждой сферы будут какие-то свои советы, но есть ли универсальные рекомендации?
- Когда объявили режим ЧП, этот вопрос стал самым актуальным у бизнесменов. Первой реакцией предпринимателей был страх: а что будет дальше?! Поскольку год и так начался нелегко – политические перемены, скачки курсов валют, а в марте еще и пандемия, закрылись торговые границы, то это была нормальная первичная реакция людей. А у представителей МСБ это еще объясняется тем, что в отличие от крупного бизнеса, где есть команда топов, вместе принимающих решение, ответственность за решение лежит исключительна на владельцах.
В состоянии дестабилизации принимать эффективные решения могут единицы людей, поэтому первое, что нужно сделать собственнику и руководителю компании – взять себя в руки, трезво оценить ситуацию в компании и в секторе, где она работает. В этом помогают софт скилз – навыки руководителей, о важности которых раньше много говорилось, им посвящалась масса тренингов, но на практике еще не было кризисной ситуации, когда их обязательно надо было применить. Речь идет об умении планировать, принимать решения, организовывать команду и работать в ситуации неопределенности. В нынешней ситуации эти навыки являются для руководителей приоритетными, так как сотрудники должны увидеть в менеджере лидера, способного взять на себя ответственность.
Второе, что нужно сделать – оценить финансовое состояние компании, потому что нет четкого понимания, как долго продлится режим ЧП в Казахстане и пандемия в мире. То есть владельцам компаний надо разработать план на ближайшие 3 месяца с учетом различных сценариев - позитивный, реалистичный и негативный.
- Вы упомянули, что нужно оценить финансовые возможности компании. Как это правильно сделать?
- Нужно оценить существующие денежные потоки и проверить, остались ли какие-то невыполненные договоры, то есть определить денежные потоки на ближайшее время. Так же следует составить таблицу расходов и доходов, чтобы понять, какие расходы сейчас можно сократить.
Есть другой важный момент, который не имеет прямого отношения к финансовой оценке – перевод сотрудников на дистанционную работу, но это опосредованно влияет на финансовый результат компании. Чем лучше организована удаленная работа персонала, тем быстрее протекают бизнес-процессы. Страна и предприниматели еще не сталкивались с такой необходимостью, первый блин вышел комом.
- Некоторые ваши коллеги говорят, что дистанционная работа эффективнее офисной.
- Все относительно. Есть сотрудники и компании, у которых это не вызвало особых трудностей. Но есть категория людей, которым сложно работать без коллектива. Да и работать из дома иногда – заболел, сидишь на больничном с ребенком, ждешь сантехника – проще, чем работать постоянно, ведь в этом случае придется решать вопрос с доступом к оргтехнике, необходимой документации, коммуникации с коллегами и руководством.
Представьте, что нужно перевести на удаленку 200-300 человек, организовать коммуникацию между ними так, чтобы вопросы решались моментально, чтобы у них была бесперебойная связь. Возьмем, например, людей, у которых работа связана с передвижением, например, торговые представители. Как они могут быть на дому эффективнее, чем «в поле»? Могут, если правильно организовать их работу.
- Вы сказали, что компании не были готовы к тому, чтобы оперативно перевести весь персонал на домашний формат работы. Какие рекомендации вы бы дали по этому поводу?
- В компании, как правило, есть сотрудники фронт-линии, которые обеспечивают продажи. Перевод их на дистанционку самая главная задача. Для этого нужно по шагам прописать, как они будут взаимодействовать с клиентами: кому звонить, кому передавать полученную от клиента информацию, как с ней будут работать, кто выполнит заказ.
Если раньше в компании не было инструкций, регламентов работы, то сейчас самое время их разработать. Установить и согласовать четкие показатели успеха работы на каждой позиции. Также нужно позаботиться о том, чтобы у сотрудников было все необходимое для работы, начиная с интернета и заканчивая программами и приложениями. Обязательно нужно выстроить коммуникацию между сотрудниками, которые раньше сами решали межу собой рабочие вопросы, сидя на одном этаже. Для этого надо выстроить план рабочего дня, утром в определенное время всем вместе выходить в онлайн для своеобразной планерки, обсуждать, какие задачи у каждого, какие сложности могут при этом возникнуть, какая кому нужна помощь. Можно еще одну короткую встречу провести в конце рабочего дня: что у кого получилось, что нет, почему, как этого избежать. То есть коннект в течение дня должен быть.
- Существует ли вероятность того, что в компаниях начнут снижать зарплату сотрудникам не потому, что кризис, а потому, что удаленная работа не стоит тех денег, которые платят за полный рабочий офисный день?
- Зависит от того, какие бизнес-процессы существуют в компании. Если до перехода на дистанционный формат, сотрудник всегда был перед глазами у начальства и его работа оценивалась исключительно по времени в офисе, что-то он делал и этого было достаточно для получения зарплаты, то это одна история, к сожалению, печальная. Потому сотрудник должен получать вознаграждение за эффективный результат, а не за время. И при переводе его на удаленку нас должно интересовать показывает ли он тот же результат, сидя дома. Если да, то какие у нас основания не платить ему столько же? Другая история – если в компании не было четкой системы оценки результативности работы персонала, то на удаленке оценить его вклад будет невозможно. И по этой причине у руководителя возникают сомнения о том, нужно ли платить как раньше, если человек предоставле сам себе.
- Сколько компаний среди ваших клиентов вообще прекратили работу?
- Пока никто. Есть те, кто взял паузу, потому что нет продаж.
- На ваш взгляд, есть что-то хорошее в режиме ЧП?
- Наряду с трудностями в нынешней ситуации есть свои плюсы. Люди стали больше времени проводить с семьями, многие начали учиться, другие стали чаще читать. Любая ситуация нейтральна, и она «окрашивается»именно нашим отношением к ней, если на все смотреть с пессимизмом, то до, во время и после карантина мы будем видеть в том, что с нами происходит, негатив.
- Когда слышишь, что кто-то на дистанционке стал больше читать или начал учиться, невольно возникает мысль, что это делается за счет рабочего времени.
- Если человек может быстро сделать свою работу, принести пользу компании и уделить все остальное время себе – это замечательно. Это говорит о том, что он правильно организовал свой рабочий процесс, а в компании грамотно организована система управления.
- Что касается эффективности, то, наверное, смотря с кем сравнивать. В Китае, где карантинные меры заработали раньше, чем в других странах, производительность труда очень высокая. Я привожу его в пример еще и потому, что в Казахстане работает много китайских граждан, и отечественные компании могут не в теории, а на практике сопоставить их трудоспособность с нашей.
- Китайцы всему миру показали пример, начиная с того, как прилежно они соблюдали режим ЧП и заканчивая тем, как быстро они возвращаются к обычной жизни после отмены карантина. Правительство там постаралось не держать людей долго на карантине, потому что понимает, что нужно в заботе о людях не забывать и об экономике. В Китае сделали пятидневный рабочий день, чтобы два выходных дня китайцы могли походить по магазинам, произвести покупки и поддержать МСБ.
Я думаю, в целом сравнивать нас не совсем корректно, у нас разная ментальность, экономическая ситуация тоже отличается. Китаец, сидя на своем рабочем месте, понимает, что на него претендует большое количество человек, поэтому он должен быть эффективным, чтобы удержаться на работе. У нас пока нет такой жесткой конкуренции и мы несколько расслаблены.
В Казахстане любят жить в неспешном ритме, ходить в гости, собираться на тоях. Но рыночная экономика все равно диктует свои условия, и мы увидим, что после кризиса те, кто не смог приспособиться к новым условиям, станут безработными.
- Раз уж мы заговорили про наш менталитет, я вспомнила, что руководители одного рекламного агентства на основе проведенных исследований покупательского поведения казахстанцев пришли к выводу, что они настоящие оптимисты. И поэтому считают, что экономический кризис – временная неприятность, он обязательно закончится, и мы снова вернемся к хорошей жизни. И собственно, поэтому смело берут потребительские кредиты и займы на свадьбы, занимают деньги на отпуск. Но это было до пандемии. Как думаете, теперь наше отношение к реальности изменится?
- У нас правда есть какая-то детская беспечность. Зараженных коронавирусом уже больше 2 тыс. человек, а некоторые продолжают устраивать праздники дома и приглашать на них гостей, надеясь, что все обойдется. В большинстве своем мы оптимисты и это здорово. Однако, чем дольше тянется карантин, тем серьезнее мы должны готовиться к выходу из жесткого кризиса, не теряя оптимизма. И что еще важно – каждому из нас необходимо соблюдать информационную гигиену. Сейчас распространяется огромное количество фейковых новостей, в том числе в мессенджерах, это мешает реально оценить угрозу пандемии. Так что я призываю читать и доверять только проверенным источникам. Так мы будем ближе к реальности.
- По вашему мнению, насколько еще могут продлить карантин?
- Наша компания готовится к тому, что он будет действовать до июня. Пик заражения только начался, а еще нужно время на то, чтобы пройти фазу спада. То есть рассчитывать на то, что в следующем месяце массово начнут работать компании, а всех людей выпустят на работу, не стоит.