После заявления TeliaSonera, мажоритарного акционера компании «Кселл», о планируемом уходе с рынка появилось много домыслов о том, что же дальше будет с казахстанской компанией. Развеять все слухи и ответить на волнующие абонентов вопросы мы попросили главу компании «Кселл» Арти Отса.
- Что планируемая смена акционера компании значит для ваших абонентов? Они почувствуют на себе какие-то изменения в связи с этим?
- TeliaSonera, самый крупный наш акционер, действительно заявил, что в долгосрочной перспективе не будет инвестором на этом рынке. Это значит, что она будет продавать свой пакет акций и сейчас смотрит на то, кто мог бы выступить покупателем. Но компания «Кселл» остается и будет продолжать работать в Казахстане как предыдущие 17 лет, так и в будущем, я даже не знаю, сколько лет, надеемся, что еще очень долго. (Смеется.) Вспомните, ведь у нас были разные акционеры, все их помнят. Когда «Казактелеком» продал свои акции, никто не воспринял это так, как будто у «Кселл» все заканчивается. Самые крупные фонды мира уверены, что мы будем в Казахстане.
В будущем у нас могут быть разные акционеры, и не забывайте, что 25% наших акций в свободном обращении на рынке.
- Хорошо, тогда второй аспект: будет ли меняться что-то в работе компании, в вашей стратегии? Как «Кселл» будет развиваться в транзитный период, когда старый акционер уже не настолько сфокусирован на бизнесе, а нового еще нет? Есть ли у вас какая-то стратегия на это время?
- Для нас важнее даже не смена акционера, а экономическая ситуация, то, что происходит в Казахстане. У нас достаточно простая стратегия, которой придерживаются многие операторы в мире, имеющие большую долю рынка. Мы открываем новые магазины. К примеру, на прошлой неделе открыли новый Kcell Store в Шымкенте, на этой неделе открывает магазин в Атырау, до этого открыли в Актобе. Мы занимаемся новыми продуктами для массового рынка, предоставляем нашим абонентам возможность пользоваться финансовыми услугами, слушать музыку, смотреть видео и т. д. Как самый крупный оператор в Казахстане мы, конечно, очень активно занимаемся развитием качества сети и качеством обслуживания. То есть мы будем придерживаться нашей основной стратегии.
- Вы можете назвать 3 основных аспекта, на которых будет сосредоточена стратегия компании?
- Первое – это, конечно, качество обслуживания. Это касается и новых магазинов, всех электронных каналов, обслуживания через телефон – все это должно быть на очень высоком уровне. Во-вторых, это новые сервисы – музыка, все финансовые услуги для бизнес-потребителей, над которыми мы уже долго работаем. Третье – это качество сети, особенно в сегменте передачи данных. Сейчас мы разделили Алматы на 6 кластеров по типу микрорайонов и опрашиваем клиентов: довольны ли они этим качеством сетей в своем районе. Абоненты дают оценку, и тогда мы можем видеть, где именно нам нужно усилить сигнал, где важно оптимизировать. Это ключевые приоритеты, на которые мы будем сфокусированы в ближайшее время.
- Удерживать лидерство на рынке объективно становится все сложнее. Что вы будете делать, чтобы удержать позиции?
- Я думаю, что все компании в Казахстане сейчас переживают трудные времена. Но на лидера рынка в такое время ответственность ложится гораздо большая. Мы будем продолжать инвестировать, продолжать обслуживать клиентов на высоком уровне.
- Ваш тариф «Алло, Казахстан» во многом поменял правила игры на рынке. Будут ли еще такие интересные предложения? Каковы ваши планы в тарифной политике?
- Я думаю, что сейчас стоимость услуг сотовой связи – ниже некуда, все хотят экономить. В то же время мы видим, что потребление данных в нашей сети выросло в 2 раза за последний квартал, а на «Алло, Казахстан» оно увеличилось в 4 раза с момента запуска этой линейки. Мы наблюдаем огромный спрос на передачу данных у наших абонентов, которые хотят получить доступ к «тяжелому» контенту, такому как потоковое видео и онлайн-музыка в любое время и в любом месте. Это главная тенденция как на мировом рынке, так и на телекомрынке Казахстана. В следующем году мы будем готовы к запуску сети 4G. Поэтому мы начинаем изменения в наших тарифных планах, в том числе и на «Алло, Казахстан», все больше фокусируя их на передачу данных. Мы доработали наши наиболее популярные предложения на «Алло, Казахстан» и запустили их новую версию – «Алло, Казахстан+». В ней мы значительно увеличили включенный объем передачи данных в ночное время и увеличили ежемесячную плату. Кроме того, мы ввели новый тарифный план «Алло, Казахстан 4+», где абонентам предоставляется 15 Гб в дневное время и 30 Гб в ночное время, в него также входит большой объем «голоса» – 180 минут на всех операторов и 1820 минут внутри сети ежемесячно за 2990 тенге. Всем, кто хочет протестировать преимущества новой линейки «Алло, Казахстан+», предлагается от 3 до 10 Гб мобильного интернета в качестве бонуса за первый месяц подключения.
- А общая экономическая ситуация как-то повлияла на поведение, предпочтения абонентов?
- Не думаю, что сейчас сотовые операторы видят какое-то снижение активности абонентов. Больше изменения экономической ситуации сейчас почувствуют на себе ретейлеры.
- А это видно по динамике продаж в ваших Kcell Store?
- Очень мало, потому что в Kcell Store мы используем контрактный подход. Абонент не должен платить сразу, это можно сделать в течение одного и даже двух лет. Если смартфон стал чуть дороже, тогда ты платишь на 1000-1500 тенге больше в месяц, но это не такие огромные деньги. Мне кажется, именно поэтому мы не ощущаем на себе никакого спада, наоборот, сейчас отмечаем даже рост продаж.
- Сколько магазинов у вас уже работают и сколько планируете открыть до конца года?
- Сейчас у нас работают шесть магазинов, и еще как минимум два мы планируем открыть. Как видите, двигаемся медленно, но верно. Самое главное, что мы не остановились на единственном, в Алматы. Наши клиенты любят эту концепцию. Мы всегда интересуемся отзывами наших клиентов, хотим получать от них обратную связь после покупки и уже сейчас видим, что оценка, которую они дают Kcell Store, выше, чем у наших традиционных центров обслуживания.
Мы подсчитали, что с марта по август через три наших Kcell Store прошли 165 000 человек, это только по Алматы и Астане. Люди отмечают, что наши магазины отличаются от других точек продаж. Все, что мы обещали, там есть, и клиенты это чувствуют.
- Хорошо, что в них можно не только купить смартфон, но и просто проконсультироваться.
- Да, и многие люди приходят туда сначала просто за консультацией, а потом могут прийти и купить – в этом и есть наша концепция. Мы не хотим просто продать, это часть нашего бренда. Это важно, потому что через 5 лет все операторы будут иметь одинаковое качество сетей, продукт будет более-менее одинаковым, везде в мире так, поэтому для нас важно быть лидером в обслуживании.
- Этот тренд перехода от голосовых услуг к передаче данных сохраняется?
- Да, и мы это очень хорошо видим. В этом году было такое падение голоса, которого я не видел нигде в мире. В третьем квартале у нас падение голосовых услуг достигло 22%, а это все еще самая большая часть нашего бизнеса.
- Рост передачи данных компенсирует падение «голоса»?
- Не в этом году, в прошлом году компенсировал. В долгосрочной перспективе самый большой фокус будет именно на передаче данных, потому что через 3-4 года в основном бизнес будет строиться на передаче данных и сети должны поддерживать новые сервисы.
- А такой услуги, как SMS, долго еще жить?
- В рамках наших тарифов мы даем 500 SMS, но WhatsApp, Telegram, Facebook, «Одноклассники» – они все имеют такие мессенджеры. В принципе даже Новый год показал, что по звонкам и SMS не было никакого роста. Люди предпочитали писать поздравления в WhatsApp, а не отправлять SMS.
Мы видим, что доля смартфона начала расти, и около 40% наших потребителей имеют смартфоны. А для смартфона более выгодно использовать именно мессенджеры, а не SMS.
- Собираетесь ли вы активнее взаимодействовать с сервис-провайдерами и интеграторами?
- Да, в самое ближайшее время мы планируем один очень интересный запуск. Для нас важно понять, какие приложения могут стать нашей фишкой и почему наши клиенты должны использовать эти сервисы. Для этого мы внутри компании всегда сами используем их несколько месяцев, а потом просим обратную связь. Если она будет неудовлетворительной, то мы не будем использовать эти приложения, потому что нам надо только самое лучшее. Сейчас в мире ты можешь чего-то добиться, только если ты самый лучший, если ты не Facebook и не Google, у тебя выбора не будет. Ты можешь сделать какой-то сайт, но никто не будет его использовать, без wow-эффекта ничего не будет работать. К примеру, мы тестируем в компании одно музыкальное приложение, так вот сейчас уже используем его 38-ю версию, и все еще надо дорабатывать.
- Мобильные операторы хотят выйти в сегмент оказания финансовых услуг. Пока не все задуманное реализуется из-за проблем с законодательством или есть еще какие-то моменты?
- Мы сотрудничаем с одним из банков Казахстана. Пока действительно нет нормы в законодательстве, согласно которой оператор бы имел возможность сам выйти на этот рынок. Мы нашли себе стратегического партнера и сейчас работаем в этом направлении. Для нас это не проблема. Конечно, было бы легче, если мы могли работать самостоятельно, без банка, но мы понимаем, что это пока невозможно.
По сути, люди, у которых есть баланс и которые просто переводят этот баланс друг другу, уже совершают финансовые операции. Это фундамент на будущее.
- Еще одно событие, которое мы ждем, важное для телекоммуникационного рынка, – внедрение 4G. Вы неоднократно говорили о том, что уже готовы к этому. Есть такое мнение, что у абонентов завышенные ожидания от этой технологии, а на самом деле ничего особо не изменится, так как и 3G у нас тоже достаточно мощный.
- Все будет зависеть от частот. На текущее время частоты, которые мы могли бы иметь, достаточно высокие, это значит, что мы не можем покрывать очень большую территорию. Это будет как Altel сейчас, у них хороший 4G в городах. У нас действительно очень хорошая 3G-сеть, поэтому мы не должны ждать чего-то такого особенного от 4G. Однако для операторов 4G дает более экономичный подход в передаче данных. Если у нас будет в 2 раза больше потребителей, тогда нам нужно будет разделить 4G и 3G.
- У вас есть планы по выходу в сегмент фиксированного интернета?
- Только для бизнес-потребителей. Инвестиции для массового рынка такие огромные, что в экономическом смысле нет возможности это сделать. Для бизнес-потребителей это важно, и для больших клиентов мы предлагаем такие услуги.