Вопросы кооперации в сельском хозяйстве страны не впервые поднимаются на страницах «Капитал.kz», поскольку проблемы в этом секторе назрели давно. Аграрии нуждаются в финансировании и развитии, однако пока положение фермеров не вызывает оптимизма. О том, что делает холдинг «КазАгро» в данном направлении, рассказал Бауржан Касенов, советник председателя правления этого института.
- Бауржан Казыбекович, в недавнем номере мы с экспертом обсуждали вопрос создания в Казахстане сельских кооперативов. Каково ваше мнение по этому вопросу?
- Я бы хотел высказать свое мнение не только как представитель «КазАгро», но и, прежде всего, как человек, который до 2009 года занимался сельскохозяйственным бизнесом и пережил реформы в этой отрасли.
Напомню, в 1998-1999 годы проводились сразу три реформы, в этот же период разорялись колхозы и совхозы. На своем опыте могу сказать, что тогда мне удалось сохранить свой бизнес только потому, что договаривался с партнерами. Было понятно, что, если мы потеряем доверие друг к другу, то распадемся, останемся у «разбитого корыта». С 2009-го по 2011 год я работал на госслужбе – начальником управления сельского хозяйства в Павлодарской области. Позже год проработал в Национальной палате предпринимателей, поэтому эта сфера мне очень близка и знакома.
Теперь, отвечая на ваш вопрос, хочу обозначить ряд проблем в сельском хозяйстве, которые могли бы разрешить создаваемые аграриями кооперативы. На мой взгляд, такие организации должны быть созданы эволюционным путем, то есть фермеры должны сами созреть для объединения. И причин для этого много. Во-первых, за 20 лет материально-техническая база износилась и требует обновления. Самостоятельно ее модернизировать фермерам сложно, поскольку не у всех имеются средства. Труднее всего приходится мелким хозяйствам. Поэтому сегодня, я думаю, фермеры созрели для объединения.
Второй причиной считаю проблему со сбытом. Многие аграрии сталкиваются с тем, что не всегда могут реализовать свою продукцию по приемлемым ценам, поэтому вынуждены снижать их чуть ли не вдвое. Кроме того, фермеры не всегда могут обеспечить стабильные поставки продукции и этим пользуются посредники. Кооперация же решит эту проблему, что в итоге позволит привлечь перерабатывающие компании, с которыми можно будет объединиться.
Основная цель кооперативов – финансирование участников, поскольку у мелких компаний была проблема доступности кредитов. Как только этот вопрос был решен, дело пошло. В результате в ходе пилотного проекта по финансированию весенне-полевых работ по выращиванию зерновых в трех областях – СКО, Акмолинской и Костанайской – мы объединили 113 малых и средних хозяйств. Только в Акмолинской области было профинансировано 44 участника на 1,5 млрд тенге.
Еще одна задача кооперативов должна заключаться в возможности предоставления услуг машинно-тракторного парка и хранения сельхозпродукции, поиска запчастей и ГСМ для участников. Однако сразу отмечу, что эти услуги будут оказываться не бесплатно, ведь в итоге цель кооператива заключается не только в получении прибыли, но и в предоставлении нужных аграриям услуг. Это в конце концов позволит им сосредоточиться на своем хозяйстве.
- Каков принцип работы этих кооперативов? Каково участие государства в них?
- Сегодня, к сожалению, подобные инициативы исходят сверху, поэтому мы должны объяснять фермерам, что, объединившись, они получат больше выгоды. Им нужны правила игры – понятные и четкие.
Конечно, у аграриев есть опасения относительно своего бизнеса, своей недвижимости, земли. Однако наша задача донести, что их развитие – в сплоченности. Этот вариант кооперации предполагает такой обязательный принцип, как солидарная ответственность. Второе условие – добровольность, и третье – работа по принципу: «один участник – один голос». Вся работа в подобных организациях строится на основе доверия – каждый участник приглашает партнера, в котором он уверен. И очень важно, чтобы государство не вмешивалось в эти отношения. Я считаю это важнейшим условием, поскольку аграрии сами знают, как сделать эти кооперативы эффективными. Кроме того, в этой системе не должно быть местных административных органов. Здесь очень важно информационное и организационное участие.
Возвращаясь к вопросу финансирования, хочу отметить, что любой банк или инвестор предпочтет финансировать не 100 или 200 мелких хозяйств, а одно. Почему бы тогда получением кредитов не заниматься кооперативам? Предложение холдинга подразумевает участие четырех основных игроков: «КазАгро» – кооператив – «Продкорпорация» – банк второго уровня.
Крестьяне, объединившись, получили кредитные средства без предоставления залогов у банка-оператора, который взял на себя ответственность за своевременный возврат государственных средств администратору программы – «КазАгро». Гарантией возвратности средств банку становится ответственность членов кооператива друг перед другом, а также наработанная профессиональная репутация. Поэтому объединения изначально формировались самими участниками с учетом опыта работы в агросфере и положительной кредитной истории хозяйств.
- Какова была реакция на такую инициативу? Доверие к таким идеям, насколько я знаю, очень низкое…
- Первая реакция была негативной. Некоторые собственники говорили о том, что этим должны заниматься акиматы. Когда же мы у них спрашивали: доверяете ли вы им? Они отвечали: не всегда. Поэтому мы предложили схему, которая должна быть выгодна именно крестьянам, а они уже сами должны решить: соглашаться или нет. Нельзя их заставлять или принуждать. В нашем обществе утвердилось мнение, что всем должно заниматься государство. Это неправильно. Поскольку лучше самих собственников никто не знает их бизнес и потребности.
Да, было много противоречий и недоверия. Не буду отрицать, что наши фермеры неоднократно обжигались и сами порой подводили, и теперь в любых инициативах ищут подводные камни.
Некоторым аграриям понадобилось время на раздумье, чтобы войти в кооператив. Но в итоге у нас получилось объединить ряд мелких и средних хозяйств. Что из этого получится, мы увидим после сбора урожая и возврата кредитов. В Костанае, например, этот проект не пошел, поскольку там руководство кооператива не смогло договориться с банком по организационным вопросам. Однако нельзя сдаваться.
Я считаю, что будущее сельского хозяйства в Казахстане за объединением и укрупнением. При этом нужно внести изменения и дополнения в действующие правила кредитования и субсидирования АПК в части предоставления преимуществ именно кооперативным объединениям. В итоге это сделает кооперацию привлекательной для крестьян. При этом вопрос объединения стоит не только по сельхозкооперации, но и в целом на селе. Государственные органы и акиматы на местах также должны подключиться к этому процессу.
- Касательно финансирования… уже много лет обсуждается идея создания сельскохозяйственного банка. В России, например, он успешно решает ряд задач в этой отрасли.
- «КазАгро» работает в этом направлении уже достаточно давно. Как вы знаете, у нас в стране работают сельскохозяйственные кредитные товарищества, учредителями в которых являются сами сельхозпроизводители. Основным оператором выступает Аграрная кредитная корпорация (АКК). Но, к сожалению, доля выделенных средств не способна удовлетворить все потребности аграриев. Если переводить это в цифры, то количество этих товариществ по стране на сегодня достигает порядка 170, однако доля охваченных фермерских хозяйств составляет лишь 6%. Это мало, и мы понимаем, что развитие в этом направлении необходимо. «КазАгро» начало искать варианты для привлечения дополнительных средств – это и внешние займы, и инвестиционные средства. Но крупные инвесторы или международные банки не хотят работать с отдельным товариществом. Поэтому возникла идея объединения товариществ и создания на их основе «Кооперативного аграрного банка». Опять-таки, это слияние в единый институт должно пройти на добровольной основе и мы уже получили согласие на объединение от учредителей. По идее, он должен стать единым оператором, который будет заниматься привлечением средств от инвесторов и зарубежных банков.
- Как отразилось вступление в ВТО и ЕАЭС на аграриях?
- Как говорится, «нас бьют, а мы становимся сильнее». Любые вызовы должны нас мобилизовать. У нас сельское хозяйство и так развивается в экстремальных условиях. Однако, я считаю, что выживают не только сильные, но и те, кто смотрит на перспективу. Именно поэтому мы и начали продвигать идею кооперации. Весь мир пошел по этому пути, и вполне успешно, судя по опыту стран.
К тому же на первом этапе никаких законов менять не нужно, нужно лишь активно и профессионально донести до фермеров идею объединения их в те или иные кооперативы и помочь им в организационных вопросах. Обнадеживает то, что закон о кооперации в первом чтении уже одобрен и в ближайшее время вступит в силу.