USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96923.40$
-156.100

Помощь бизнесменам нужна

В РК необходимо менять подходы к развитию бизнеса и реализации государственных программ

Share
Share
Share
Tweet
Share
Помощь бизнесменам нужна- Kapital.kz

В Казахстане необходимо менять подходы к развитию бизнеса и реализации государственных программ. Так считает глава компании Raimbek Раимбек Баталов. В экономике, говорит бизнесмен, сложилась непростая ситуация. Из-за событий в России казахстанские производители теряют долю рынка, и в такой период им особенно нужна помощь государства. О том, как преодолеть кризис и как сделать госпрограммы более эффективными, Раимбек Баталов рассказал деловому еженедельнику «Капитал.kz».

- Раимбек Анварович, в настоящее время казахстанские производители не могут конкурировать с российскими. Как вы считаете, в такой ситуации должно ли государство оказывать поддержку казахстанским предприятиям и какие меры могут быть приняты?

- То, что помощь нужна, – это очевидно. Казахстанские товары сегодня становятся неконкурентными только исключительно из-за разного курса рубля и тенге к доллару. Мы не совсем в равных условиях находимся с россиянами, и, конечно, в связи с этим помощь государства, комплексная помощь, будет очень кстати и полезна.

- Какая именно помощь, по вашему мнению, необходима?

- Понимаете, сейчас же ситуация связана не только с курсовой разницей. Есть еще проблема с ликвидностью в банках – и это одна из фундаментальных причин, по которым сейчас бизнесу тяжело развиваться. Поэтому для нас важно: первое, чтобы была ликвидность в банках и не было проблем с финансированием. Мы видим совершенно другую ситуацию: ликвидности нет и ставки растут. Это первое, что необходимо решить. Вроде Национальный банк обозначил определенные меры, надеюсь, что они будут эффективными. Второй вопрос связан с политикой по курсу. Здесь президент достаточно четко обозначил, что девальвации не будет. Третий момент касается защиты рынка. В связи с тем, что мы находимся в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), мы должны использовать те инструменты, которые в рамках ЕАЭС есть. А они все-таки есть. 29-я статья, насколько я помню, где говорится, что возможно и квотирование, и другие меры предусмотрены.

- В ЕАЭС для бизнеса больше плюсов или минусов, больше возможностей или ограничений?

- С одной стороны, больше возможностей, и мы их видим. Раньше по разным причинам мы не могли выйти на российский рынок. Сейчас 150-миллионный рынок России для нас открыт. С другой стороны, усиливается конкуренция внутри Казахстана, и, к сожалению, она пока не в нашу пользу. И плюс сказывается ситуация с курсом рубля, и мы теряем долю рынка, причем теряем очень активно. Поэтому пока больше минусов, чем плюсов. Но мы надеемся, что ситуация изменится. И здесь важна экономическая политика правительства, конкретных министерств, направленная на то, чтобы развивать лидеров, развивать отрасли.

Я приведу пример: что нужно, чтобы соковая компания была конкурентна? При том, что у нас одинаковое с россиянами и другими мировыми производителями оборудование, мы покупаем одинаковое сырье, у нас одинаковая упаковка, бизнес-процессы и так далее. Чтобы мы были более устойчивы, нужно развивать сырьевую базу. Но мы сейчас яблочный концентрат везем из Израиля, томат везем еще откуда-то. А это те овощи и фрукты, которые можно выращивать здесь, в Казахстане, и это может быть нашим конкурентным преимуществом. Поэтому мы говорим, что нас надо поддерживать, развивая в первую очередь сырьевую базу.

- Какие отрасли в период кризиса могут быть наиболее прибыльными и перспективными для развития?

- Я вам так скажу: это для нас, к сожалению, уже третий кризис – 1999 год, 2008 год и сейчас непростая ситуация. Но люди всегда ели, пили и будут это делать. Поэтому, безусловно, сельское хозяйство, переработка, пищевая промышленность – это точно устойчивый бизнес в любые кризисы. Другой вопрос, что меняются предпочтения потребителей. Меньше покупаются дорогие продукты, больше – продукты подешевле, массмаркет. Но то, что сельское хозяйство и переработка – это наиболее стабильный успешный бизнес в период кризиса, это факт.

- Можете рассказать о вашем опыте преодоления финансового и экономического кризиса? Наверняка, были потери…

- Разумеется, были. Мы еще от февральской девальвации не отошли, доходы до прежнего уровня не восстановили. Но у нас есть опыт, и это очень помогает. В первую очередь мы понимаем, что надо делать со своей линейкой – больший фокус на массмаркет. И, конечно, сейчас надо ужиматься, где-то сокращаем и штат, и бюджеты.

- Какие именно расходы сокращаете, помимо штата сотрудников?

- Честно, все, что можно было, уже сократили и оптимизировали. Конечно, мы еще раз пересматриваем свою линейку – там оптимизацию ведем, соответственно, оптимизируем товарные запасы по сырью и материалам, сокращаем оборотку. К сожалению, приходится останавливать какие-либо инвестиции в развитие. Это такой классический, стандартный набор антикризисных мер.

- То есть в этот период вы новые проекты не рассматриваете?

- Мы не рассматриваем новые проекты с достаточно серьезными инвестициями. А что касается небольших инвестиций, если этого требует улучшение нашей продукции, мы эти расходы оставляем.

- Президент говорил, что этот кризис продлится 2-3 года. Каков ваш прогноз?

- Сложно как-то прогнозировать по кризисам. Нынешний кризис непростой, сложный в первую очередь из-за ситуации в России. В мире мы не наблюдаем сильного кризиса. Мировая экономика немного, но растет, Штаты немного, но растут, Европа – там тоже определенная стагнация есть, конечно, но там нет такого глобального кризиса. Есть зональный кризис, связанный с Россией. И насколько он затянется, я не знаю. Но у президента больше в этой части и интуиции, и информации, три года – это уже немало. Например, премьер-министр на съезде Национальной палаты предпринимателей говорил о 3-5 годах, возможно и такое. Три года уже прилично, пять лет – это уже тяжеловато.

- Какой кризис ваша группа переживала тяжелее?

- 2008 год для нас очень тяжелый был, конечно. Мы были закредитованы, в основном в валюте. И это очевидно – в валюте мы можем брать 8-12% годовых либо в тенге 15% и выше. Для нас это тяжелый период был. И сейчас не очень легкий, потому что мы видим, что доли рынка теряем.

- Какова ваша доля в настоящее время?

- Мы остаемся в лидерах по своим позициям – по соку и молоку. Но мы говорим в целом о казахстанских товаропроизводителях. Например, доля российских соков была 15%, за последние пять лет она выросла до 35-36%. Наиболее резкий рост произошел именно за последние два года.

- В Казахстане за последние годы принято немало отраслевых программ, но видимых результатов не достигнуто. В чем проблемы – в нехватке средств, в коррупции, в бюрократических барьерах?

- Все программы красиво и правильно написаны. Возьмем два ключевых министерства – по инвестициям и развитию и сельского хозяйства. Хорошо написана программа ГПФИИР, например. Но прочитайте цели и задачи ГПФИИР-1 – они практически не выполнены. Посмотрите программы, связанные с сельским хозяйством: по развитию сельского хозяйства на 2010-2015 годы, мастер-планы по молоку, по животноводству, по плодоовощной тематике – ничего не развивается так, как заложено в программах. Я считаю, что для реализации программ надо видеть реальную картину в отрасли.

К примеру, чего не хватает для того, чтобы росло количество молочно-товарных ферм? В мастер-плане все правильно написано, заложено, что порядка 2 тыс. ферм у нас должно быть. Даже есть распределение по регионам. К примеру, в Алматинской области это фермы на 50, 100, 200 голов, потому что в основном в области работают ЛПХ, небольшие крестьянские хозяйства. Проблемы возникают при реализации. Для того чтобы ферму построить, нужно, во-первых, стадо. Где его брать? В Казахстане племенного поголовья практически нет. Да и стоимость проектов у нас, к сожалению, в разы выше, чем в любой другой стране. Если сажать интенсивные сады, то в Казахстане на 1 гектар необходимо приблизительно $30-50 тыс. В Китае, Италии или Турции это стоит $10 тыс. Организовать ферму на 100 голов в России, Европе, Турции, условно говоря, стоит 50 млн тенге, у нас – 100 млн тенге. Почему? Потому что коров своих нет, мы их должны везти откуда-то, оборудования нет и т.д. Почему сады такие дорогие? Потому что опять же саженцы мы должны будем везти из-за границы, своих нет. Проблема, повторяю, в оторванности госпрограмм от реальной жизни. Нужно менять подходы – развивать племенные и селекционные хозяйства, выращивать саженцы, организовывать производство хотя бы простейшего оборудования для ферм, полива садов и овощных плантаций – иными словами, создавать отраслевую инфраструктуру.

- То есть проблема не в нехватке средств?

- Средства вроде есть. «КазАгроФинанс» предоставляет кредиты под 6% годовых. Есть программа «Агробизнес-2020», в ней предусмотрены инвестсубсидии – 40%. Вот вы бросите журналистскую деятельность, пойдете ферму открывать. Вам дадут на покупку коров до 40% инвестсубсидий, вроде как хорошие условия. Должна очередь стоять. Но почему очереди нет? Возвращаемся к вопросу реализации программ – красивую программу нарисовали, а насколько она будет востребована и смогут ли наши существующие фермеры ею воспользоваться? Вот это, к сожалению, никто не анализирует и не смотрит. А мы опять упираемся в отсутствие залогов, в отсутствие собственного капитала. Проекты дорогие, потому что все надо везти из-за границы. Вы сами посудите: либо я имею залоги и собственный капитал на 50 млн тенге, либо на 100 млн тенге. Большая разница. И потом, и период окупаемости, и риски со 100 млн и с 50 млн тенге существенно отличаются. У нас много споров по этому поводу с Минсельхозом было. У Минсельхоза позиция была такая: мы бизнесу условия создали этими субсидиями, а бизнес пусть сам идет в питомники, в племенные хозяйства и так далее. А бизнес не пошел. Я считаю, что именно тут надо менять подходы. Сейчас, я вижу, позиция Минсельхоза, наконец-то, меняется. Надо реально идти через государственно-частное партнерство и в первую очередь развивать отраслевую инфраструктуру.

Другая проблема – развитие инженерной инфраструктуры. Мы говорим о «зеленой экономике», о высокой производительности труда. Но не надо быть великим специалистом в сельском хозяйстве и экономистом, чтобы понимать – либо ты поливаешь арычным способом, неважно, у тебя растениеводство или садоводство, либо ты поливаешь через капельное орошение или дождевальную систему. Понятно, что оросительные системы – это гораздо выгоднее и производительность будет выше. Но современные оросительные системы используются в лучшем случае на 2-3% поливных земель. О чем тогда речь? Алматинская область в настоящее время лидер по сое – более 100 тыс. гектаров под соей. Но опять же, где семена? Что сажают крестьяне? Непонятно что! Элитных семян, семян первой репродукции нет. О какой производительности можно говорить? Плюс все это поливается арычным путем.

- Возможно, эти вопросы должны решать сами бизнесмены?

- Вот так думают и чиновники! Но если сегодня у бизнесменов, у крестьянских хозяйств нет возможности для подведения инженерной инфраструктуры – это, откровенно говоря, проблема государственная. Вот это надо понимать: есть такие возможности у бизнеса или нет. Я на протяжении многих лет говорю, что нет возможности у бизнеса интенсивно развивать отраслевую инфраструктуру, то, о чем мы говорили – питомники, племенные хозяйства и так далее. Несмотря на то, что финансовые условия созданы, отрасль растет медленно. Но мы-то хотим совсем другого результата, мы такими темпами не организуем эти 2 тыс. ферм в течение 20 лет! Вопрос: на что мы заточены – на результат либо на какие-то либеральные подходы?

- Ваши предложения и замечания были услышаны?

- У нас есть обратная связь с госорганами, здесь нам грех жаловаться. Через форум предпринимателей, через отраслевые ассоциации, через Национальную палату предпринимателей мы регулярно выдаем наши предложения о том, как менять подходы, что нужно менять ключевые показатели по отраслям и более четко понимать саму отрасль. Мы встречаемся, обсуждаем вопросы. Многие наши предложения учтены в программах. Но итоговый документ – это ответственность госорганов, что приняли, что не приняли, подходы приняли или нет.

- Какие предложения не были приняты?

- Первое – необходимо вместе с бизнесом одинаково понимать ситуацию в отрасли, нужен отраслевой анализ. Вот этого пока нет. Не зная ситуации в компании, ты не можешь принимать правильные решения, не зная ситуацию со своим домашним бюджетом, ты тоже не можешь принимать правильные решения, что купить и куда поехать. То же самое в любой отрасли – если у тебя нет реальных показателей, инструментов получения этой информации, как ты можешь принимать правильные решения?

Второй вопрос связан, я уже говорил, с подходами. У крестьян или у бизнеса нет достаточного собственного капитала и залогов. Надо решать эту проблему через сокращение, в том числе стоимости проектов. Менять подходы к развитию отраслевой инфраструктуры и инженерной инфраструктуры, в первую очередь связанной с водой, с поливом. Эти подходы требуют очень серьезного пересмотра и здесь надо работать именно на результат. В итоге мы должны развивать на конкурентной основе лидеров в каждом районе, в каждой отрасли и в республике. Должна быть эта персонализация, я это называю «гумусным слоем» в сельском хозяйстве.

- Не планируете уходить в политику?

- Нет. Я и так предостаточно времени трачу на общественную работу. В НПП возглавляю комитет по малому и среднему бизнесу, как внештатный советник премьер-министра немало времени провожу в Астане, с отраслевыми министерствами мы работаем. Свою социальную ответственность как бизнесмен я реализую через участие в разработке экономической политики страны. Мне комфортно быть независимым предпринимателем и активно работать через такие организации, как НПП, форум и отраслевые ассоциации. Поэтому в политику не собираюсь. 


При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.