Проникновение мобильных услуг в Казахстане уже составляет 180%. О том, какие тренды будут определять развитие этой отрасли, в чем основные драйверы ее роста, есть ли еще потенциал у голосовых услуг и как будет строиться тарифная политика TeliaSonera на нашем рынке в интервью деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказал президент и главный исполнительный директор группы TeliaSonera Йохан Деннелинд.
- Прошло 15 лет с тех пор, как TeliaSonera появилась на рынке Казахстана. Как за этот период изменились международные телекоммуникационные тренды?
- Желание пользователей быть на связи значительно возросло. Люди хотят иметь доступ к связи всегда и везде. Мы также наблюдаем заметный рост в использовании мобильного интернета, что в основном объясняется популярностью социальных сетей, доступностью видеоконтента и межмашинным взаимодействием.
Тенденции в нашей индустрии переходят от голоса к мобильным данным, включая передачу голосовых сообщений через IP (такие приложения, как Skype, Viber и т.д.). Мобильная связь прочно зарекомендовала себя как неотъемлемая часть нашей жизни. Мобильная навигация, покупка билетов и регистрация, платежи, медицина и даже мобильное голосование на выборах стали реальностью нашего времени за последние несколько лет.
Чтобы удовлетворить спрос на мощность интернета, мобильные операторы усиливают свои сети новыми технологиями, такими как 4G. TeliaSonera стала первой компанией в мире, запустившей 4G в столицах Швеции и Норвегии в 2009 году. Сегодня мы предлагаем услуги 4G во всех северных и балтийских странах, включая три страны Евразийского региона – Азербайджан, Молдову и Таджикистан. Наша зона покрытия 4G в Эстонии, одной из балтийских стран, была названа лучшей в Европе.
- Каким образом такие изменения повлияют на деятельность TeliaSonera в других частях Азии, и в частности, в Казахстане?
- Все возрастающая популярность передачи мобильных данных уже является ключевым фактором нашего роста прибыли в Евразии. Как и в Европе, мы ожидаем серьезных изменений в ближайшие пару лет. Смартфоны, которые по сути являются маленькими компьютерами, однозначно станут нормой повседневной жизни. В Казахстане, как и везде, мы увидим все больше таких устройств с доступом в интернет. Необходимость инвестировать больше в наши сети уже не обусловливается телефонными звонками, а скорее увеличением спроса на передачу изображений с мобильных телефонов, планшетов или телевизоров.
Основной целью всех участников рынка сегодня является обеспечение надлежащих возможностей для будущего роста. Поэтому нам важно продолжать инвестировать в инфраструктуру, в самое важное, в сети доступа, приложения и, конечно, в обслуживание клиентов. Обеспечение большего количества более продвинутых возможностей для коммуникаций делает нас еще более привлекательными в глазах клиентов, а превосходное обслуживание должно стать нашим главным конкурентным преимуществом. На ближайшие годы именно эти направления станут для нас ключевыми, и, безусловно, будут выполняться качественно и надежно.
Нам также необходимо уделить больше внимания ценам, повысить эффективность нашей продукции и процессов для того, чтобы оставаться конкурентоспособными. Это одна из причин, по которым мы инвестируем в солнечную энергию в таких странах, как Узбекистан и Непал, повышая энергетическую эффективность наших сетей.
- Многие пользователи в Казахстане жалуются на то, что хотя цены на мобильные устройства и понизились, тарифы мобильной передачи данных остаются дорогими, а пропускная способность для смартфонов – неудовлетворительной. Изменится ли эта ситуация в РК в ближайшем будущем?
- Есть большая разница между мобильными устройствами и услугами в сфере мобильных коммуникаций. Производители телефонов могут сделать свои устройства меньше, тоньше и более эффективными, а свои производительные процессы – более компактными; мы же, операторы, должны расширять наши «информационные трубопроводы» и увеличивать пропускную способность, чтобы соответствовать растущему потребительскому спросу, особенно – в части доступности мобильных данных.
Инвестиции в инфраструктуру гораздо масштабнее, чем инвестиции в производство устройств. Тем более это актуально в Казахстане, где большая территория страны и недостаточность в снабжении электроэнергией требуют от таких компаний, как Kcell вкладывать средства в установку радиооборудования и резервных генераторов, чтобы обеспечить непрерывность в предоставлении наших услуг.
Однако, чем больше у нас появляется пользователей, тем дешевле становятся наши услуги. В евразийском регионе, включая Казахстан, наш доход на гигабайт данных сократился на 30% в 2013 году по сравнению с 2012 годом, в то время как трафик данных, измеряемый в гигабайтах, увеличился более чем в два раза. Это означает, что на самом деле цены уменьшаются. Согласно отчету KcellQ1 2014, у нас 5 млн активных пользователей интернета, а средний доход на 1 Мб мобильных данных составляет 1,3 тенге, что год назад, в первом квартале 2013 года, составляло 1,9 тенге.
Доля смартфонов в сети Kcell достигла 15%, что является самым высоким показателем среди наших других евразийских операций, однако, в сравнении с европейскими странами, показатели все еще низки. Но мы твердо верим в высокий потенциал мобильных данных в Казахстане, и Kcellбудет участвовать в переговорах с Агентством по связи и информации по поводу пропускной способности и технологической нейтральности. Технологически нейтральные лицензии, предоставляющие операторам наиболее эффективное использование выделенных и дефицитных частотных ресурсов, являются лучшим способом для того, чтобы повысить конкуренцию и сделать передовые услуги доступными в сельской местности, где цифровое неравенство сегодня наиболее очевидно.
- Как рост телекоммуникационного рынка в Казахстане сопоставим с другими странами, где присутствует TeliaSonera?
- Казахстан имеет самый высокий уровень распространения мобильных услуг (около 180%) среди прочих стран, где действует TeliaSonera. Несмотря на это, органичный рост путем увеличения подписчиков все еще возможен. Рост замедлился в последние несколько лет в связи с насыщением рынка и экономическими тенденциями. В Евразии наша деятельность охарактеризовывается гораздо более высокими темпами роста. В основном это страны с низким уровнем распространения мобильных услуг. На европейском же рынке показатель роста близок к нулю, или генерируется продажами новых мобильных устройств.
Позвольте мне снова привести в пример Эстонию, где мгновенный доступ к интернету сам по себе стал социальным правом, благодаря видению правительства. Благосостояние страны тесно связано с развитием ИКТ, что отражается в едином государственном органе, министерстве экономических связей и коммуникаций, которое ответственно за обе эти сферы. В результате экономика страны лидирует среди трех балтийских государств после получения независимости в 1990-х.
Правительство тесно сотрудничает с мобильными компаниями, работающими в стране, дабы увеличить административную эффективность постредством развития новых мобильных и электронных решений. Более 90% эстонских граждан имеют электронные удостоверения, которые позволяют им выполнять все виды операций онлайн, начиная с регистрации рождения и заканчивая уплатой налогов и счетов. Пять лет назад публике были представлены мобильные удостоверения личности, которые дают возможность безопасной аутентификации и цифровой подписи посредством мобильного телефона, что устраняет необходимость электронных считывателей удостоверений личности или компьютеров. Люди могут подписывать документы, производить банковские транзакции и осуществлять другие действия на ходу, используя свои мобильные телефоны.
Конечно, население Эстонии в 13 раз меньше населения Казахстана, но ведь большие изменения начинаются с маленьких шагов. Разработка правовых норм и законов для телекоммуникационной индустрии в диалоге с ее главными участниками во многом бы поспособствовала достижению правительством Казахстана цели войти в список 30 наиболее развитых стран мира в 2050 году.
- Есть ли у вас в планах расширять бизнес в других азиатских странах в ближайшие годы?
- Мы рассматриваем возможность консолидации тех рынков, где наша компания уже имеет свое присутствие, но, конечно, если у нас появится соответствующая возможность, мы будем заинтересованы в развитии бизнеса и на других рынках.
- TeliaSonera разработала очень строгий Кодекс этики и поведения, однако откровения шведских СМИ о вашей деятельности в Центральной Азии привели к расследованию и отставке вашего предшественника. Как компания изменила свои внутренние операции и правила?
- TeliaSonera приняла комплексную программу устойчивого развития, охватывающую такие сферы, как управление рисками, этика поставщиков, неприкосновенность частной жизни потребителя, борьба с коррупцией и т.д.Мы ужесточили процедуры принятия решений и отчетности в нашей работе. Повседневная деятельность компании должна подчиняться четким ценностям и правилам, это ключевой момент. У нас действует политика борьбы с коррупцией, а также политика конфиденциальности, а недавно Совет также принял политику свободы самовыражения. Мы обучаем своему Кодексу этики и поведения все 26 000 сотрудников группы по всему миру, чтобы они могли уверенно выполнять свои обязанности, основываясь в сомнительных ситуациях на корпоративных этических принципах.
- Какие основные возможности для роста и расширения телекоммуникаций вы видите в такой стране, как Казахстан?
- Проникновение мобильных услуг в Казахстане сейчас составляет 180%, но, несмотря на то, что голосовая связь остается основным источником доходов для мобильных операторов, в 2013 году она уменьшилась по сравнению с предыдущим годом. Как и другие телекоммуникационные компании по всему миру, мы ожидаем, что этот тренд к снижению будет продолжаться. Однако уменьшение использования голосовой связи компенсируется значительным увеличением использования мобильных данных и прочих дополнительных услуг. С увеличением возможностей 3G, а также с 4G, ожидающим своего часа, проникновение смартфонов в Казахстане обещает значительно возрасти. При 30% населения в возрасте до 25 и уровне дохода, повышающемся из года в год, мы полагаем, что потенциал роста мобильных данных и дополнительных услуг в РК безграничен. Компания Kcell расширяется и инвестирует в качество своей сетевой инфраструктуры, чтобы обеспечить свою способность удовлетворить будущий спрос. При этом мы постоянно рассматриваем и внедряем новые услуги и продукты, чтобы отвечать требованиям своих клиентов.