Как правило темпы развития той или иной отрасли зависит от эффективного управления. Так, в транспортно-логистическом секторе, новый термин в менеджмента 3PL , по мнению специалистов, позволит значительно улучшить качество оказываемых услуг и будет способствовать развитию отрасли в целом.
Однако говорить о широком использовании логистики третьей стороны в Казахстане еще рано. Тем не менее, роль третьей стороны в отечественной логистике начинает набирать вес и у нас, отчасти благодаря иностранным инвесторам, желающим оптимизировать бизнес процессы.
О 3PL технологии корреспонденту делового портала Kapital.kz рассказал управляющий филиалом Алматы холдинга AsstrA AG Айкын Уркимбаев.
- В чем преимущество 3PL технологии? - Технология 3PL (ThirdPartyLogistics)
Это в первую очередь аутсорс в логистике или логистика третьей стороны. Эта концепция покупки логистических услуг включает в себя: доставку, адресное хранение, управление заказами, отслеживание движения товаров, маркировку продукции, и упаковку продукции с маркировкой, а также довольно специфические услуги копакинга (формирование и упаковка близких по ассортименту товаров в комплекты), пулинга (объединение счетов всех "дочек" в одну систему) и прочие составляющие. Внутри этой технологии виды услуг не ограничены, все зависит от запросов клиента.
3 PL-провайдер выполняет следующие функции: организацию и управление перевозками; учет, контроль и управление запасами; сбор и подготовку документации (фрахтовой, импортно-экспортной и др.); хранение ценностей; обработка груза и доставка его конечному потребителю. Иными словами можно сказать, что 3PL провайдер должен оказывать весь комплекс услуг, необходимый для движения продукции по всей цепочке поставок, что дает возможность клиенту значительно сократить или даже отказаться от собственных логистических подразделений, перепоручив задачи внешним специалистам. Большим плюсом можно считать экономию времени и ресурсов. Просто представьте себе, что компания сама организует все эти процессы будете заниматься? А так, можно передать все в руки профессиональныхлогистов,которые гарантированно справятся с этими задачами. процессом Зато у вас больше времени на дальнейшее развитие компании, больше времени на производство, маркетинг и т.д.
- Насколько развита технология на казахстанском рынке транспортно-логистических услуг?
Я бы сказал, что еще не развита, пока в процессе зарождения. Поскольку наш рынок логистических услуг взаимосвязан с российским рынком логистических услуг – в чем-то еще мы отстаем, в чем-то идем наравне. Развитие российского рынка логистических услуг идет по тому же пути, что и в Европе, но, естественно со своими особенностями, как и в Казахстане, а особенности заложены в законодательной сфере, проблемах транспортной инфраструктуры (некачественные дороги, изношенные железные дороги,), нехватка качественных складских помещений, нехватка квалифицированных кадров.
Некоторые казахстанские компании позиционируют себя 3PL провайдерами, а на деле продолжают оказывать такие же услуги, как и раньше: перевозка, растаможка, продолжая ждать новых заданий от клиента. И тут получается, что клиенту все равно приходится думать и планировать, требовать. А в идеале должно быть наоборот - 3PL провайдер должен упрощать жизнь клиента, предлагать новые технологии, услуги, новые пути решения логистических вопросов, сокращать логистические издержки, другими словами
постоянно оптимизировать логистику клиента и готовность как можно глубже интегрироваться в бизнес-процессы заказчика. Любая компания -логистический оператор должна постоянно совершенствоваться, отслеживать новые тенденции на рынке логистических услуг. В данном случае у клиента появляется больше доверия к провайдеру, со временем формируется своя культура взаимоотношений, ведь любой бизнес, в первую очередь, строится на доверии.
- Каково положение в двух других странах Таможенного Союза?
Белорусский рынок логистических услуг на 99,5% сформирован 2PL-провайдерами, оказывающими отдельные виды логистических услуг. Лишь незначительную часть - 0,5% занимают 3PL провайдеры. Российский рынок - в отличие от белорусского и казахстанского рынка логистических услуг - стоит выше. Это объясняется тем, что рынок большой и, соответственно, на нем присутствуют большие мировые игроки, хотя пока еще еще рано говорить о том, что российский рынок прошел стадию формирования.
- В чем ценность 3PL услуги для клиента?
Можно выделить следующие ценности 3PL услуги для клиента: 1. Концентрация на профильной деятельности (ключевой компетенции), то есть сосредоточение ресурсов компании на основном бизнесе, концентрация на стратегически важных задачах;
2) Использование наилучших методов и опыта. Аутсорсинг позволяет применять лучшие методы и решения. Грамотный 3PL провайдер, постоянно совершенствует свои услуги и ищет возможности применять лучшие технологии и решения. Это в свою очередь помогает организации-клиенту быстрее достигать продуктивного, эффективного и более экономного бизнес-процесса; 3) Повышение конкурентоспособности. Организация может более эффективно и быстро реагировать на изменяющиеся запросы потребителей. Аутсорсинг позволяет компании быть более гибкими и отвечать на запросы потребителей на высоком уровне;
4) Сокращение затрат и применение передовых технологий. Аутсорсинг позволяет компаниям применять передовые технологии. Это помогает снизить общие затраты в системе и повысить производительность и эффективность.
- На сколько быстро, по Вашему мнению, 3PL технология будет развиваться в Казахстане?
Технология 3PL все-таки рассчитана на большие компании. Во-первых, это торговые сети и производители товаров народного потребления, во-вторых, нефтегазовый сектор, в-третьих, кластер производителей автомобилей и комплектующих, а также строительные компании. Есть такой термин «consumer driv en market» означающий, что ведущим рынка является потребитель. Чем больше требований будут предъявлять компании-клиенты, тем быстрее будет развиваться и рынок логистических услуг.
- Каким образом развитие отрасли в целом может влиять на широкое использование логистики третьей стороны.
Когда будет качественный и надежный сервис, новые технологии, высококвалифицированные кадры, конкурентоспособная тарифная политика, клиентоориентированный маркетинг, - проще говоря, индивидуальный подход к потребностям клиента, вот тогда развитие логистика третьей стороны будет проходить ускоренными темпами.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что 3PL провайдер является связующим звеном между производителями и потребителями, а также локомотивом мировой глобализации, позволяющей многим поставщикам выходить на мировой рынок.