Страна передаст это право Греции на следующие полгода. И хотя сама церемония передачи состоится в январе, литовцы уже подводят итоги своего главенства.
– Литва добилась 80% своих целей. Основными достижениями стали Соглашение с Европейским парламентом о многолетнем бюджете и саммит Восточного партнерства, благодаря которому были парафированы стратегические соглашения с Грузией и Молдовой. Скорость работы с восточными партнерами заметно увеличилась. Для граждан Молдовы теперь действует безвизовый режим. Упростился он и для Азербайджана, – отмечает Чрезвычайный и Полномочный Посол Литовской Республики в Казахстане Рокас Бернотас.
– Но были и непростые моменты. Как скажем с Украиной. Чем вы все это может закончиться, на ваш взгляд?
– Процессы в Украине катализировали подготовка к Восточному партнерству. Как представители ЕС мы говорим: «Двери открыты, решение за властями и народом». Но хочу оговориться, когда, например, мы вступали в ЕС, то не думали, что кто-то даст нам деньги. Мы вступали, потому что чувствовали себя европейцами. Каждая страна должна решить для себя хочет она жить по европейским законам или нет.
– У Казахстана есть шансы стать страной-участницей ЕС ? Как бы это могло выглядеть?
– Если страна находится в Европе и хочет стать частью ЕС, то любая такая заявка будет очень серьезно рассматриваться. Вот Турция – у нее в Европе очень маленький кусочек, но идут переговоры о вступлении. Она уже входит в Таможенный Европейский союз и во время председательства Литвы, переговоры по Турции только усилились. Поэтому тут решение от вас.
– Если выбирать между Европейским союзом и скажем Таможенным Союзом, куда входит Казахстан, что выгоднее и целесообразнее?
– ЕС стал вдохновением для многих континентов и стран, уже есть Африканский союз , созданный по примеру ЕС. В следующем году будет Евразийский союз, так , что ЕС он создает новые формы объединения. Особенность ЕС, в том, что там нет страны, которая блокирует или диктует. Там все страны на равных позициях и все решения , основываются на компромиссе. Вот почему после всех кризисов ЕС выходил более сильным. Что выгоднее, решать опять же вам, но вот последняя встреча в Минске показала, что не все проблемы в Таможенном союзе решены . Вступить в ЕС это значит принять правила игры, стать частью союза, а не просто принимать какие-то отдельные решения. Когда мы вступали, должны были изменить внутреннее законодательство где-то на 800 тысяч страниц. И это нужно было не только принять, но и выполнять. Нужна была целая трансформация общества. Все теперь строится на конкуренции. У нас она в каждом районе и у людей есть выбор в продукции. Для сравнения в Беларуси, которая тоже участница ТС, был контроль над ценами пищевых продуктов. У нас не было контроля, был только рынок. В конце концов , у нас цены стали ниже, а качество выше, потому что конкуренция – лучший стимул развития.
– То есть выгоднее, когда в союзе страны-участницы равноправные партнеры, а не сильные помогают более слабым, но при этом диктуют свои условия?
– Когда мы готовились вступать в ЕС, наши фермеры должны были конкурировать с субсидированными продуктами из Европы. Но мы выдержали, а сейчас сами получаем субсидии. В ЕС главное требование для всех новичков, чтобы промышленность и сельское хозяйство выдержали конкуренцию. Один маленький пример: многие наши страны перенесли производство обуви в Китай, чтобы не было барьеров , но те, которые производят заинтересованы как раз в барьерах. Что делать в такой ситуации, когда одни хотят работать с Китаем, а другие хотят от него защититься? Под председательством Литвы в ЕС был подписан договор с Китаем, который решил эту проблему. Были приняты торговые договоренности, которые всех устроили. В общем, вступать нужно туда, где участники играют по четким правилам, где уважают интересы каждой страны, а решения принимаются через компромиссы.
– Литва выиграла или проиграла после вступления в ЕС, если говорить конкретно и в цифрах?
– После вступления в ЕС наш ВВП удвоился, это по-моему и есть показатель того выиграли мы или проиграли. Мы стали 27 страной из 183 по легкости ведения бизнеса, 40-й – по качеству жизни, 70% нашей продукции экспортируется. Мы первые в Европе по наличию университетского образования. 52% наших людей знают в совершенстве хотя бы один иностранный язык, и я могу продолжать перечислять другие цифры.
– А как сложились взаимоотношения Казахстана с Литвой за время ее председательства в ЕС, что-то изменилось?
– Несколько лет назад, когда я начал тут работать, никто к нам в посольство даже не обращался, а сейчас ежемесячно мы оформляем полторы тысячи виз. Торговый оборот в прошлом году составлял полмиллиарда евро. В этом году он увеличился еще на 15%, так, что тут тоже все развивается.