Из-за регулирования отпускных цен на ГСМ, мелкие отечественные АЗС работают в убыток. Об этом уже в течение последних двух лет твердят руководители автозаправочных станций. Они предлагают устанавливать предельные цены не только на розничные, но и на оптовые продажи. Об этом и многом другом мы попросили подробней рассказать председателя правления Казахстанской топливной ассоциации (КТА) Болата Ауетаева.
Болат Кенжетаевич, Ваша ассоциация выступила инициатором идеи регулирования оптовых цен на ГСМ. Действительно ли это необходимо?
Да, необходимо. Как вы знаете, на рынке нефтепродуктов действует следующая схема: Министерство нефти и газа Республики Казахстан (МНГ) совместно с акиматами областей и городов Астана и Алматы распределяет ресурсы трех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (АРЕМ) совместно с МНГ в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 марта 2012 года № 287 устанавливает предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов.
Это привело к экономическому дисбалансу на рынке нефтепродуктов в целом. Сначала определяется конечная цена товара, а потом участники рынка пытаются в эту цену уложиться. То есть получается, что производители и оптовики могут устанавливать максимально возможные цены. Данная ситуация ведет к ограничению конкуренции и, как следствие, вытеснению с рынка малого и среднего бизнеса и монополизации рынка вертикально-интегрированными компаниями и регулирование вообще теряет смысл.
Например, в октябре 2012 года, после публикации приказа об установлении новых предельно-розничных цен, тут же выросли оптовые. Это означает, что на самом деле через предельно-розничную цену устанавливаются оптовые цены. Таким образом, изменение предельных розничных цен ничего не дает розничным реализаторам, решает исключительно экономические интересы оптовиков.
При этом ежемесячно МНГ рекомендует ресурсодержателям устанавливать цены на уровне 83% от розничной цены. Но это ни к чему не обязывает, поскольку поставщик может и не придерживаться этих рекомендаций, что в некоторых случаях и происходит. Даже если и придерживаются, то розничным реализаторам нефтепродуктов остаются 17%. Сюда, по мнению МНГ должны входить все расходы розничного реализатора нефтепродуктов и прибыль. Но, как показывает практика, лишь расходы по доставке ГСМ с завода до АЗС составляют 20%. Из них: транспортные расходы (с учетом роста тарифов) - 7%, расходы нефтебазы - 3%, операционные расходы АЗС - 10%.
Получается, все владельцы АЗС в стране терпят только убытки. Здесь речь не идет даже о прибыли.
Какие конкретные меры Вы предлагаете?
Ассоциация предлагает законодательно установить регулирование уровня предельных оптовых цен на нефтепродукты. Кроме того, мы предлагаем законодательно установить маржинальность для розничных реализаторов нефтепродуктов на уровне 30 %, где будет учитываться вышеназванные расходы и рентабельность всех участников.
В 2012 году группой мажилисменов совместно с МНГ был разработан законопроект, предусматривающий внесение изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». Ассоциация также направила свои предложения в Комитет по вопросам экологии и природопользования Мажилиса Парламента Республики Казахстан, которые, как мы, считаем, не были приняты во внимание. Сейчас этот Законопроект находится в Правительстве Республики Казахстан для получения заключения. Его основной целью является выведение поставщиков нефти и НПЗ из-под понятия оптового поставщика нефтепродуктов.
Ассоциация и розничная сеть АЗС не согласны с таким нововведением в Закон и считает, что в случае принятия инициированных нормативных поправок группы депутатов, это приведет к тому, что поставщики нефти свободно и бесконтрольно будут заниматься оптовой реализацией нефтепродуктов, не подпадая под действия Закона. Также они будут диктовать увеличение маржи оптовых посредников в структуре конечной цены на ГСМ.
А самое главное – это приведет к появлению на оптовом рынке дополнительного посредника, что в свою очередь противоречит Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010—2014 годы.
Если все это время АЗС работали в убыток, как же они не обанкротились?
До настоящего времени, подавляющему большинству розничных реализаторов АЗС удалось избежать банкротства, во многом благодаря тому, что бензин российского производства на 10% был дешевле бензина отечественного производства, и они могли вести бизнес с положительным балансом.
Несмотря на то, что внутренний рынок нефтепродуктов Казахстана подвержен значительному влиянию от поставок нефти и нефтепродуктов извне, Правительством Республики Казахстан принято постановление от 4 мая 2013 года № 453 о введении ограничения объемов поставки нефтепродуктов из России. В дополнение к этому, приказом Министра нефти и газа Республики Казахстан от 21 мая 2013 года № 87, утвержден График поставок нефтепродуктов с определением объемов, сроков поставки и поставщиков нефтепродуктов из России. В качестве операторов квотированных поставок, Министерство определило три компаний–поставщиков, на которых не распространяются введенные ограничения - ТОО «Петролеум Оперейтинг», ТОО «Petrosun», АО «ҚазМұнайГаз-Өнімдері».
Этим приказом МНГ создал полностью монополизированный вышеуказанными тремя компаниями рынок импорта ГСМ, так как указанные компании и без этого контролируют почти всю переработку нефти на НПЗ, а также дополнительную цепочку посредников, что позволит этим компаниям получать дополнительную маржу за счёт более дешёвого бензина из России.
Понятно, что принятые Правительством Республики Казахстан меры, прежде всего, направлены на стимулирование закупа невостребованной по цене продукции отечественных НПЗ и решения проблем затоваривания резервуаров нефтехранилищ более дорогими нефтепродуктами отечественного производства.
Приказ МНГ позволяет монополизировать импорт нефтепродуктов из России крупными компаниями и принятая норма является искусственным ограничением конкуренции и противоречит подпункту 3) пункта 2 статьи 33 Закона «О конкуренции», в котором определено, что установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров, иных ограничений прав субъекта рынка на реализацию товаров признается антиконкурентными действиями государственных органов.
Кроме того, указанная норма нарушает пункт 1 статьи 16 и подпункт 9) пункта 2 статьи 33 Закона.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона недобросовестной конкуренцией являются любые действия в конкуренции, направленные на достижение или предоставление неправомерных преимуществ, а также нарушающие законные права потребителей. Недобросовестная конкуренция запрещается.
В соответствии с подпунктом 9) пункта 2 статьи 33 Закона, предоставление отдельным субъектам рынка льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, или создание неблагоприятных или дискриминационных условий деятельности по сравнению с конкурентами признаются антиконкурентными действиями государственных органов.
Как, по вашему мнению, это повлияет на рынок?
Подконтрольность импорта нефтепродуктов крупным интегрированным компаниям, по существу крупным оптовикам, приведет к повышению оптовых закупочных цен на более дешевый российские нефтепродукты, чем нанесет серьезный удар по малому и среднему бизнесу в розничной сети АЗС. Одним из возможных последствий принятия вышеуказанного документа может быть дестабилизация рынка ГСМ, так как казахстанский рынок нефтепродуктов на 40% зависит от импортных поставок.
Временный запрет вынудит российских поставщиков искать другие рынки сбыта и не факт, что после открытия границ они захотят вернуться.
А что в правительстве ответили на ваши предложения?
Нами по данному вопросу направлялись обращения в адрес Премьер-Министра страны, уполномоченных государственных органов – Министерства нефти и газа Республики Казахстан, Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и в Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство). Однако по-прежнему этот вопрос остается открытым и не решается. Мы все еще ждем.