USD
475.03₸
EUR
517.21₸
RUB
5.44₸
BRENT
85.18$
-0.090
BTC
61246.00$
+2055.900

Экономика запретов?

Любое вмешательство государства создает диспропорции спроса и предложения на рынке

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Для правительства накопилось много дилемм, напрямую влияющих на развитие предпринимательства и бизнес-среду, которые, не решаясь годами, стали цикличными и хроническими проблемами. Причины кроются в глубоко сложившейся структуре экономики и в системе ее управления. В цикле статей «10 дилемм для бизнеса» попробуем более подробно разобраться в каждой из них. Первая дилемма - экономика запретов.

Правительство Казахстана с 2020 года ввело порядка 30 различных экспортных ограничений и запретов (это по данным ЕЭК) на вывоз некоторых товаров из страны, многие из которых повторялись либо пролонгировались. По данным ВТО, всего на начало 2022 года 55 стран-участниц применяли различные количественные ограничения экспорта и импорта, среди которых Казахстан занял почетную 30-ю позицию. В стране за этот период наиболее популярными «запретными» на экспорт товарами являлись: лук, картофель, морковь, масло и семена подсолнечника, мука, рапс, крупный и мелкий рогатый скот, лом и отходы металлов, уголь, дизельное топливо, отдельные виды лесоматериалов, цемент, макулатура и другие.

Дилемма для правительства заключается в том, что, вводя нетарифные меры регулирования в виде запретов или количественных ограничений на экспорт, отдается предпочтение интересам одной группы, в ущерб другим. При этом объем ущерба, в том числе в виде упущенной выгоды, может превысить ожидаемый эффект от принятой меры.

Если вводятся ограничения на вывоз сельскохозяйственных товаров, то, как правило, это делается для стабилизации цены на внутреннем рынке, для выгоды потребителей, но в итоге страдают фермеры и бизнес, вся агропродовольственная цепочка терпит убытки, что негативно отражается на их рентабельности.

Если запрещают вывоз вторичного сырья товаров - лом, ПЭТ, макулатура и другие - то обычно страдает бизнес сборщиков вторсырья, представленный в основном малыми компаниями.

Любопытным кейсом является ограничение экспорта семян подсолнечника, действующее в стране с 2020 года. С февраля этого года вместо запрета государство при экспорте семян начало взимать пошлину в размере 100 евро за тонну. Подсолнечник для нашего рынка является больше экспортно ориентированной культурой. Поэтому сельхозтоваропроизводителям более выгодно реализовывать подсолнечник на экспорт, чем на внутреннем рынке, с учетом высокой экспортной цены. Можно даже сказать, из-за этого фактора многие фермеры и занимаются выращиванием семян подсолнечника. Однако из-за установленной экспортной пошлины трейдерам стало невыгодно приобретать его у казахстанских сельхозпроизводителей, и, соответственно, на внутреннем рынке произошел демпинг цены на сырье.

Здесь нужно отметить, что спрос на сырье на внутреннем рынке превышает предложение, но из-за ограничения экспорта снижение цены на семена подсолнечника становится лишь вопросом времени. В 2022 году валовый сбор семян подсолнечника составил 1,3 млн тонн, мощность предприятий по переработке подсолнечника - 2,8 млн тонн.

Согласно официальной статистике, казахстанцы в год потребляют порядка 500 тыс. тонн подсолнечного масла, и это с учетом импортных объемов, доля которых составляет в среднем 30%. Причем используют они в основном масло рафинированное, но местные маслоделы производят его в значительно меньшем объеме, чем нерафинированное.

Почему переработчикам выгоднее производить больше нерафинированного масла? Во-первых, у нас каких-либо ограничений на экспорт подсолнечного масла нет. Во-вторых, как объясняют эксперты, на внешних рынках идет более высокий спрос на продукты с низкой степенью переработки, к которым относится нерафинированное масло, так как купить «полуфабрикат» выходит дешевле, а переработанную продукцию уже можно продавать по более высокой цене.

В результате получается, что экспорт семян подсолнечника при высоких экспортных пошлинах невыгоден, а в переработанном виде нерафинированное масло можно смело продавать на экспорт. Цифры лишь доказывают этот факт. В 2022 году экспорт нерафинированного подсолнечного масла из Казахстана увеличился в 3,2 раза в сравнении с 2021 годом (с 59 тыс. до 186,7 тыс. тонн). Доля нерафинированного масла в общем объеме экспорта подсолнечного масла составила 80%.

На примере растительного масла можно увидеть, что, с одной стороны, правительство ограничивает вывоз сырья, с другой стороны - разрешает экспортировать переработанное. Вроде бы все логично, но задача стояла стабилизовать цены, насытив внутренний рынок продукцией отечественного производства. Но, к сожалению, это во многом делается за счет государственного регулирования. В случае с подсолнечным маслом нужного эффекта оно не достигло, цены росли (см. таблицу) даже с учетом принятых правительством антиинфляционных мер.

Экономика запретов? 2195131 - Kapital.kz

При этом задача по увеличению добавленной стоимости казахстанской продукции не прослеживалась. В 2022 году в стране произведены рекордные объемы масла за последние пять лет - 537,1 тыс. тонн, но порядка 70% из них приходится на нерафинированное масло.

Всем общеизвестно, что за последние три года, начиная с периода пандемии и в связи с ухудшением геополитической ситуации, цены на товары, особенно на продовольствие, сильно колебались и неминуемо росли. Этот период лишний раз показал, насколько наш рынок неустойчив к изменениям от внешних факторов, и нет системности в обеспечении необходимого уровня продовольственной безопасности.  

Любое вмешательство государства создает диспропорции спроса и предложения на рынке, нарушая их работу, и бизнесу тяжело планировать свою экономику. Все эти нестабильные условия в конечном итоге снижают инвестиционную активность и конкурентоспособность отечественных производителей.

По классике, важно обеспечить свободную и рыночную торговлю. По чувствительным товарам - определить необходимый уровень запасов для внутреннего обеспечения. При недостижении этих показателей - нужно запускать инструменты регулирования - квотирование, контингентирование, форвардную закупку и др. Все эти процедуры, безусловно, нужно проводить прозрачно на цифровых платформенных решениях, параллельно информируя об этом бизнес. 

Автор: экономист Нурлан Сакуов

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.