Международные организации и правительства разных стран все чаще обращают внимание на корпорации, которые ведут бизнес в нескольких юрисдикциях. Зачастую крупные компании «выводят» свои доходы из стран с высокими налогами. Еще в 2012 году на саммите G20 принято решение о разработке мер по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Новые стандарты должны обязать корпорации выплачивать больше налогов в той стране, где оказываются услуги. И Казахстан не исключение... Летом 2020 года РК ратифицировала Многостороннюю конвенцию (MLI), представив документ о ратификации в Депозитарий ОЭСР. Что такое MLI и как эти изменения повлияют на торговые отношения, рассказала директор Департамента налогов и права компании «Делойт» Айдана Абдалиева.
- Айдана, давайте начнем с прописных истин. Что такое MLI и чего от него ждать?
- Еще в 2012 году на саммите G20 было принято решение о разработке мер по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения - BEPS (Base Erosion and Profit Shifting) в ответ на вызовы, связанные с разработкой компаниями стратегий по минимизации налогообложения в стране происхождения доходов, с которыми столкнулось глобальное сообщество. Если совсем по-простому, то этим термином описывают план по противодействию агрессивным схемам налогового планирования, при которых компании, оперирующие в нескольких юрисдикциях, можно сказать, «выводят» свои доходы из стран с высокими налогами в страны, где налоги ниже или вообще сводятся к нулю. К 2015 году было разработано 15 основных мер, которые помогут странам-участникам проекта бороться с такими случаями планирования. По сути MLI – пятнадцатый, заключительный шаг этого плана и он позволяет оперативно и последовательно противодействовать злоупотреблению налоговыми соглашениями.
- Можно ли считать MLI поправками в налоговые соглашения?
- Определенно нет. MLI не заменяет существующие налоговые соглашения, не изменяет их тексты, не является протоколом о внесении поправок к таким соглашениям. Наоборот, MLI будет применяться вместе с налоговыми соглашениями и изменять их применение. Он позволяет участвующим юрисдикциям применять рекомендации проекта ОЭСР против BEPS без необходимости проведения двусторонних переговоров между странами. Положения MLI будут применяться в индивидуальном порядке к конкретному налоговому соглашению. Точное вступление в силу будет зависеть от даты ратификации MLI в каждой юрисдикции.
- Тогда как MLI повлияет на налоговые соглашения Казахстана?
- Основываясь на известных нам позициях стран-партнеров Казахстана (предварительных и окончательных), MLI внесет изменения в 36 из 55 действующих налоговых соглашений РК. То, как MLI будет изменять данные соглашения, будет зависеть от окончательной позиции Казахстана и соответствующей страны-партнера по налоговому соглашению после ратификации.
- С какими странами на сегодняшний день уже подписано данное соглашение?
- Всего MLI подписали сорок четыре страны-партнеры Казахстана по налоговым соглашениям. Однако восемь из них не указали данные соглашения с Казахстаном в качестве применимых для целей MLI. Это Австрия, Чехия, Грузия, Германия, Норвегия, Катар, Швейцария и Кипр. Поясню: например, несмотря на то что у Казахстана заключено налоговое соглашение с Австрией, которая уже ратифицировала MLI, данное налоговое соглашение РК с этой страной не будет затронуто положениями MLI.
Одиннадцать стран-партнеров Казахстана по налоговым соглашениям, среди которых Азербайджан, Беларусь, Иран, Кыргызстан, Монголия, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, США и Вьетнам, не подписали MLI. В связи с этим соответствующие налоговые соглашения не будут затронуты положениями MLI. В частности, США не подписали MLI и не планируют подписывать, в результате чего MLI не повлияет на действующее налоговое соглашение Казахстана с Соединенными Штатами.
- Что повлечет за собой применение MLI для налогового соглашения Казахстана?
- С вступлением MLI в действие необходимо будет применять положения налоговых соглашений не в отдельном порядке, а с учетом соответствующих положений MLI и позиций стран. MLI в Казахстане вступила в силу 1 октября 2020 года, но для применения ее положений на конкретное налоговое соглашение необходимо также вступление в силу MLI и для страны-партнера. Как только страна-партнер ратифицирует MLI, ее положения вступают в силу по истечению трех месяцев после ратификации. После того как MLI вступит в силу для обеих стран, определятся соответствующие даты «вступления в действие» для каждого из затронутых налоговых соглашений. Они будут отличаться для налогов, удерживаемых у источника выплаты, других налогов и процедуры взаимного согласования. Конечно, здесь придется преодолеть много этапов, но ключевым моментом является самая поздняя дата, когда MLI вступает в силу как для Казахстана, так и для соответствующей страны-партнера. В дальнейшем она будет называться соответствующей совместной датой вступления в силу. Например, если и Казахстан, и страна-партнер ратифицировали MLI в июне 2020 года, то MLI вступила в силу 1 октября 2020 года, что является соответствующей совместной датой вступления в силу.
- Как выглядит процедура вступления MLI в силу для конкретного налогового соглашения?
- В отношении налога у источника выплаты MLI вступает в действие с первого дня следующего календарного года, который начинается с соответствующей совместной даты вступления в силу. В Казахстане положения MLI в отношении налога у источника действуют с 1 января 2021 года.
В отношении других налогов MLI будет применяться к налоговым периодам, начинающимся по истечению 6 календарных месяцев после соответствующей совместной даты вступления в силу. Например, если MLI вступает в силу как для Казахстана, так и для страны-партнера с 1 октября 2020 года, то положения MLI в отношении других налогов вступят в действие с 1 апреля 2021 года.
В отношении процедуры взаимного согласования MLI будет действовать со дня соответствующей совместной даты вступления в силу.