USD
523.86₸
-0.160
EUR
544.34₸
-0.850
RUB
5.11₸
+0.020
BRENT
72.98$
BTC
97340.60$
-105.100

Двойные стандарты при таможенных проверках

О спорных вопросах, с которыми сталкиваются предприниматели, рассказала эксперт Делойт

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Валерия Змейкова

Фото: Валерия Змейкова

Большинство участников внешнеэкономической деятельности (декларанты), импортирующих товары из-за пределов территории Евразийского экономического союза, стали чаще сталкиваться с требованиями таможенных органов по предоставлению таможенных и иных необходимых документов при проведении камеральной или выездной проверок. Как правило, такое требование направляется проверяемому лицу сразу в начале таможенной проверки.

Однако имеются случаи, когда декларанты получают уведомления о проведении проверки, начатой после выпуска товаров, вне рамок таможенной проверки. В этой ситуации возникает резонный вопрос: являются ли такие действия таможенных органов правомерными.

Согласно приказу министра финансов от 26 февраля 2018 года № 292 (правила), таможенные органы вправе запросить у декларанта документы путем направления лицу уведомления о проведении проверки таможенных и иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров, по установленной форме. В этом случае проверка документов и сведений, заявленных в таможенной декларации, рассматривается таможенными органами как самостоятельная форма таможенного контроля, отличная от таможенной проверки.

После завершения проверки документов таможенный орган направляет лицу, в отношении которого проводится такая проверка, уведомление о результатах проведения проверки таможенных и иных документов по утвержденной форме. В этом уведомлении фиксируются результаты проверки документов: отсутствие нарушений либо описание выявленных.

В уведомлении о результатах проведения проверки документов указывается, что информация, свидетельствующая о возможном нарушении таможенного законодательства ЕАЭС, таможенного и иного законодательства РК, может являться основанием для проведения последующей таможенной проверки.

Декларант после получения уведомления о результатах проведения проверки документов вправе самостоятельно устранить нарушения, если он согласен с выявленными нарушениями. В противном случае декларант может ожидать назначения камеральной либо выездной таможенной проверки. Данные правила устанавливают меры контроля превентивного характера, направленные на самостоятельное устранение декларантом нарушений или ошибок (в тех случаях, когда он согласен с выявленными нарушениями).

Всем известно, что таможенное законодательство является сложной областью регулирования, в особенности в части вопросов, связанных с определением таможенной стоимости товаров и классификацией товаров, составляющих основную массу спорных вопросов, оспариваемых как в Апелляционной комиссии министерства финансов, так и в судах. И в этой связи со стороны государства важно поддерживать и содействовать бизнесу в круговороте таможенных требований и условий (в которых даже не всегда могут разобраться таможенные представители/брокеры), внедряя профилактические меры, не вызывающие угрозы приостановления расходных операций по банковским счетам, и другие.

Двойные стандарты при таможенных проверках 1637322 - Kapital.kz

На наш экспертный взгляд, положения правил помогают бизнесу при содействии таможенного органа еще раз пересмотреть таможенную декларацию и используемые при ее заполнении документы, и принять меры к самостоятельному устранению ошибок без угрозы административных взысканий, без стрессов, связанных с возможной блокировкой банковских счетов и прочими мерами, существенно влияющими на операционную деятельность компании.

Однако в настоящее время усиливаются попытки вышестоящего таможенного органа сменить превентивный характер регулирования, предусмотренный правилами, на карательный, оказывающий давление на бизнес. В проект изменений в правила внесены положения, согласно которым в случае выявления нарушений выносятся уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, которые надлежит оплатить в течение 10 рабочих дней. Как мы видим, путем таких изменений изначально «миролюбивые» и дружественные способы контроля, заложенные в правилах, подменяются мерами строгими и даже обязательными, несмотря на многообразие других инструментов таможенного контроля, такие как таможенная проверка.

Казахстанское законодательство, регулирующее таможенные проверки, предусматривает достаточно много способов и оснований для назначения камеральной либо выездной таможенной проверки. При этом камеральная таможенная проверка также включает проверку на основе Системы управления рисками (по аналогии с налоговым контролем), которая заканчивается уведомлением об устранении выявленных нарушений.

Кроме того, камеральная проверка может проводиться по другим основаниям, среди которых результаты проведения налогового контроля, таможенного контроля в иных формах и (или) применения мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства, и завершается такая проверка уведомлением о результатах по аналогии с выездной таможенной проверкой.

Для проведения камерального таможенного контроля таможенный орган предъявляет требование о предоставлении таможенных и иных документов для изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, товаросопроводительных и бухгалтерских документах, то есть использует тот же инструмент, что описан выше в виде формы таможенного контроля по проверке таможенных документов.

Помимо камеральной таможенной проверки таможенный орган вправе назначить выездную таможенную проверку: внеплановую, встречную или комплексную.

Как мы видим, таможенные органы уже обладают значительным арсеналом мер для проверки достоверности сведений таможенной декларации, по которой декларирование товаров было произведено.

В то же время, как показывает практика, нередко таможенные органы в нарушение действующих Правил по проверке таможенных документов и сведений, начатой после выпуска товаров, выставляют уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин и налогов, которые подлежат исполнению в течение 10 рабочих дней, в то время как при камеральной таможенной проверке срок исполнения устанавливается в 20 или 30 рабочих дней.

Существенным также является тот факт, что выставляемые в вышеуказанных ситуациях уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин и налогов подлежат обжалованию как действие (бездействие) таможенных органов и (или) их должностных лиц и при действующих нормах таможенного законодательства не могут быть обжалованы в Апелляционной комиссии министерства финансов, что лишает декларантов возможности использовать данную инстанцию для досудебного урегулирования спора.

Как следует из материалов пресс-релиза Апелляционной комиссии министерства финансов, по итогам работы за 9 месяцев 2022 года проведено 17 заседаний, рассмотрено 138 жалоб, поддержаны доводы налогоплательщиков/участников ВЭД и отменены результаты проверок по 54 жалобам, что составляет 39% от общего количества рассмотренных жалоб. Данные статистики показывают, что больше чем 1/3 часть жалоб бизнеса поддержана комиссией, и они свидетельствуют об ошибках в выводах таможенных органов.

В этой связи инициативу вышестоящего таможенного органа по трансформации действующих правил, носящих в настоящее время профилактический характер, еще в один дополнительный инструмент проведения проверки следует рассматривать представителям бизнес-сообщества как очередное ужесточение регулирования и «закручивание гаек».

Правила разработаны во исполнение пункта 2 статьи 411 Кодекса РК «О таможенном регулировании» (Таможенный кодекс) исключительно для «иных» случаев, которые не описаны в Таможенном кодексе (отсутствует отсылочная норма и перечень случаев не перечислен), поэтому возникает вопрос о том, насколько правомерно использовать обновленные правила для общих случаев назначения проверки документов, если все имеющиеся основания по проверке документов, начатой после выпуска товаров, уже подпадают под камеральную и выездную таможенные проверки.

Приведенные выше тенденции составляют лишь небольшую часть спорных вопросов, с которыми сталкиваются участники внешнеэкономической деятельности при таможенных проверках и обжаловании их результатов. Целью данного материала в первую очередь является информирование бизнеса, с тем чтобы декларант был готов к практикуемым таможенными органами подходам, которые на первый взгляд кажутся стандартными, но вместе с тем содержат в себе важные тонкости и нюансы.

Менеджер департамента налогов и права компании «Делойт» Шолпан Досымханова

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.