На сегодняшний день лидером по майнингу крупнейшей криптовалюты в мире — биткоина (BTC) — является Китай. Впрочем, несмотря на сохранение лидирующих позиций по майнингу, доля Поднебесной за последние годы серьезно снизилась из-за действий китайского правительства в отношении криптовалют. Например, еще только в январе 2020 года доля Китая в майнинге, оцениваемая посредством среднемесячной доли хешрейта на основе данных геолокационного пула майнинга, составляла 72,7%, а майнинг осуществлялся в основном в четырех провинциях Китая: Синьцзян, Внутренняя Монголия, Сычуань и Юньнань. Уже в апреле 2021 года согласно карте майнинга биткоинов от Кембриджского центра альтернативных финансов (CCAF), доля Китая составила всего 46%.
Первые шаги Пекина против цифровых валют начались еще в 2017 году, когда правительство закрыло местные криптовалютные биржи, ограничив спекулятивный рынок, на который приходилось 90% мировой торговли биткоинами. Далее, в июне 2019 года Народный банк Китая (НБК) опубликовал заявление, в котором объявил о блокировке доступа к внутренним и иностранным биржам криптовалют и веб-сайтам первичного предложения монет с целью ограничить всю торговлю криптовалютой с помощью запрета на иностранные обмены.
Несмотря на растущее регуляторное давление в Китае, стоимость главной криптовалюты в мире за 2020 год подскочила на 304%, дойдя до отметки в 29 тыс. долларов. Более того, уже в апреле текущего года котировки биткоина достигли нового исторического максимума в 64 тыс. долларов. Наконец, в мае 2021 года китайское правительство начало закрывать крупнейшие майнинговые предприятия и призывать к суровому запрету добычи и торговли биткоинами, положив начало «великой миграции майнинга»: майнинг стал перемещаться в другие страны с более благоприятными условиями для развертывания добычи криптовалют, такие как США, Казахстан и Россия.
Согласно последним данным Кембриджского центра, доля США в майнинге криптовалют выросла до 16,8% в апреле текущего года с 3,4% в январе 2020 года. Аналогично, Казахстан занял 3-место в мире по майнингу биткоинов с долей в 8,2% в апреле 2021 года, причем в начале прошлого года его доля составляла 3,5%. Примечательно, что 23 июня один из крупнейших производителей оборудования для майнинга Canaan запустил первое предприятия по добыче биткоина в Казахстане.
В свете развития майнинговой отрасли в Казахстане 24 июня 2021 года Президент РК подписал закон о налогообложении майнеров, который вступит в силу с 1 января 2022 года. Согласно документу, новые правила вводят дополнительную плату в размере 1 тенге за 1 кВт/ч электроэнергии, потребляемой при майнинге. На первый взгляд кажется, что данное решение может стать барьером для миграции новых майнеров в Казахстан, но, принимая во внимание процессы ужесточения контроля за майнерами во всем мире, дальнейшая динамика майнинга в Казахстане в конечном итоге будет зависеть не столько от абсолютного размера налога на майнеров, сколько от относительных преимуществ условий для майнинга в Казахстане по сравнению с другими странами.
Одновременно важно упомянуть, что помимо «войны» против биткоина, устроенной китайскими властями, волатильная криптовалюта также сталкивается с растущей критикой со стороны экологов, так как большая часть майнинга в мире осуществляется за счет невозобновляемых источников энергии и оставляет «углеродный след». В частности, Илон Маск ранее объявил, что Tesla начнет принимать биткоин в качестве оплаты за продукцию компании только в случае, если он начнет добываться более экологичными способами.
Для Казахстана критика использования невозобновляемых источников энергии оправдана в целом для всей экономики. Так, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2018 году Казахстан занял девятое место в мире по добыче угля. В том же году 70% электроэнергии было произведено на угле, 20% — на природном газе, а возобновляемые источники энергии составили лишь 1,4% энергоснабжения страны.
В настоящее время в Европе растет тенденция к достижению углеродного нейтралитета в экономике. Так, уже с 2022 года ожидается введение углеродного налога для импорта в страны ЕС, что коснется и Казахстана. По разным оценкам, углеродное регулирование в ЕС может значительно увеличить расходы казахстанских компаний. Таким образом, наличие высокого углеродного следа у казахстанского производства, включая майнинг биткоина, снижает конкурентоспособность всей экономики Казахстана в долгосрочной перспективе.
Читайте также
Доля Китая в мировой добыче резко сократилась