Кластер по производству железнодорожной продукции при поддержке консалтинговой компании Railways Systems KZ планирует нарастить экспортный потенциал за счет собственной уникальной продукции в сфере машиностроения. Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz сообщил основатель ТОО «Проммашкомплект» Сергей Павлингер. Он рассказал о планах по увеличению производственных мощностей и выходу на европейские рынки сбыта.
Отметим, что встреча состоялась в преддверии большой конференции мировых производителей железнодорожной техники в Нур-Султане.
На сегодня промышленный кластер в Экибастузе включает пять производственных предприятий, выпускающих в год 200 тыс. железнодорожных колес различного размера, 300 тыс. железобетонных шпал, 42 тыс. железнодорожных осей, 20 тыс. колесных пар, 850 комплектов стрелочного бруса и 3 млн комплектов пластиковых элементов рельсового скрепления. Скоро в кластер включат еще два предприятия - по выпуску клемм и бандажей. Как подчеркнул Сергей Павлингер, подобные производства есть только в Германии и Австрии. В казахстанском локомотивном хозяйстве в основном используются бандажи и клеммы, импортируемые из России и Польши.
«Сейчас в процессе запуска находится клеммовое производство – это материал верхнего строения пути. В наших планах открыть цех по его производству в составе кластера уже 1 июля 2021 года. В данный проект вложено порядка 10 млрд тенге. Кроме этого, на 2024 год запланировано открытие нового предприятия по выпуску бандажей и кованых изделий. Инвестиции составят около 70 млрд тенге. В каждом случае 30% средств вкладывает сам кластер, остальное - финансирование Фонда развития промышленности Казахстана», - рассказал Сергей Павлингер.
Визитной карточкой кластера как в Казахстане, так и за рубежом является производство цельнокатаного колеса с криволинейным диском из стали для грузовых инновационных вагонов. Завод по выпуску колес ТОО «Проммашкомплект» работает на самом современном европейском прессо-прокатном оборудовании, отличается экологичностью производства и почти 90%-ной роботизацией. Это позволяет в несколько раз увеличить объемы выпускаемой продукции, а также уменьшить расход требуемого сырья.
«Речь идет исключительно об отечественной продукции, разработанной по нашим чертежам и собственной конструкции. Все сертификационные процедуры пройдены. Сейчас мы аттестуем наши колеса в Российской Федерации, чтобы иметь возможность поставлять их для местного подвижного и пассажирского составов. Уникальность продукта в том, что наше колесо выдерживает больший тоннаж за счет особенного химсостава и конструкционных особенностей», - отметил Сергей Павлингер.
Несмотря на пандемию коронавируса, для казахстанского кластера сегодня открываются весьма выгодные перспективы на международном рынке: качество цельнокатаных колес ничем не уступает европейским аналогам, а цена на продукцию значительно ниже.
«Сегодня мы грузим до 10 тыс. колес в месяц на российский рынок. В планах освоить рынок Азербайджана и Беларуси. Кроме этого, примерно два месяца назад был подписан приказ президента РФ о запрете поставок колес из Украины в Россию. В итоге спрос на продукцию нашего кластера вырос сразу в несколько раз. Возможно, это обстоятельство не устраивает некоторых наших конкурентов. Однако, по сути, мы готовы к выпуску любого вида продукции, включая колеса для составов метро», - сказал Сергей Павлингер.
Еще одна визитная карточка кластера - завод по производству железнодорожных осей. Предприятие оборудовано станками из Чехии и Словакии. Сама продукция выходит с минимальным процентом брака (0,2). При этом завод расходует до 20 тыс. тонн стали в месяц, импортируемой из России, а мировая цена за лом выросла на 95% в 2021 году.
«Казахстанский металл можно использовать, если его начнут делать внутри страны. Для самого кластера его могут изготавливать в Темиртау, но местные предприятия управляются иностранцами, и мы не можем влиять на их руководство. В итоге сейчас мы привозим сталь из российского Таганрога. Однако в ближайшие два-три года в планах открыть собственный сталеплавильный завод в Экибастузе. Тем более что при запуске бандажного производства нам потребуется порядка 300 тыс. тонн стали в год», - сообщил он.
На предприятиях в Экибастузе трудятся свыше 2200 человек. Открытие двух заводов позволит создать еще 160 рабочих мест с увеличением до 600 в процессе роста производственных мощностей. Средний возраст сотрудников 32 года, и многие из них могут получить профильное образование за счет самого кластера.
«За последние 10 лет мы потеряли многих специалистов в стране. Крайне сложно найти хороших технарей, поэтому мы приглашаем специалистов со всего мира. Предоставляем жилье, оплачиваем обучение. Сами готовим своих инженеров, фрезеровщиков, токарей, поскольку понимаем, что если не вкладывать в обучение сотрудников, то в скором времени мы получим еще больший дефицит кадров. Кроме этого, в рамках социальной ответственности кластер строит в Экибастузе детские сады и школы, а также участвует в строительстве жилого фонда», - пояснил Сергей Павлингер.
Основатель «Проммашкомплекта» рассказал, что 28 июня профессионалы железнодорожной отрасли примут участие в расширенном заседании НП ОПЖТ (Объединение производителей железнодорожной техники) в Нур-Султане, где будут рассмотрены управленческие, экономические и финансовые темы, внедрение инноваций в производство, вопросы координации между предприятиями. 29 июня гости конференции прибудут в Экибастуз и посетят железнодорожные предприятия, образующие кластер.
«Пандемия коронавируса, рост цен на сталь и общеполитические тенденции таковы, что нужно больше общаться и договариваться о том, как действовать дальше в сложившихся условиях. К нам приедут представители РЖД, а также Белорусской железной дороги, производители техники, стали, локомотивов, подвижного состава. Мы привезем их в Экибастуз, чтобы они посмотрели, насколько у нас передовое и конкурентоспособное производство. Нам есть что показать!» - заключил Сергей Павлингер.
Партнерский материал