С 2001 года в рамках программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) профинансировано 209 региональных инфраструктурных и торговых проектов на сумму 39,3 млрд долларов. В том числе в Казахстане реализуется более 50 инвестиционных проектов и проектов технической помощи. Вместе с тем общий объем инвестиций в нашу страну составил более 9 млрд долларов, большая часть которых направлена на транспортные проекты (7,8 млрд долларов), энергетические проекты (1,1 млрд долларов) и содействие торговле.
«В целом проекты ЦАРЭС ведут к улучшению транспортного сообщения, более эффективному и надежному перемещению товаров и людей, расширению доступа к энергетическим ресурсам и, что наиболее важно, к диверсификации экономики посредством поддержки новых секторов», - отмечает руководитель программы ЦАРЭС, директор по вопросам регионального сотрудничества и координации операций Департамента Центральной и Западной Азии АБР Сафдар Парвез.
В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz Сафдар Парвез рассказал о том, какие возможности откроет создание экономических коридоров, что было сделано для борьбы с COVID-19, а также о других инициативах Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества.
Отметим, на сегодняшний день программа ЦАРЭС охватывает 11 стран: Афганистан, Монголия, Азербайджан, Пакистан, КНР, Таджикистан, Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан и Грузия и поддерживается семью международными институтами, такими как: Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Исламский банк развития, Программа развития ООН, Всемирный банк и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
- Мы видим, что пандемия подчеркнула важность регионального сотрудничества. Господин Парвез, расскажите, пожалуйста, что было сделано для борьбы с COVID-19 в рамках программы ЦАРЭС, в том числе для Казахстана?
- Действительно, пандемия стала беспрецедентным потрясением для всех стран из-за длительных локдаунов, закрытия границ и приостановки перелетов. Все это, вы знаете, существенно повлияло на глобальные и региональные цепочки поставок, торговлю, туризм, денежные переводы и финансовые потоки. Но как вы правильно заметили, пандемия подчеркнула важность регионального сотрудничества по всем направлениям, включая финансовую помощь, обмен передовым опытом и совместные действия по сдерживанию распространения вируса.
Если говорить о финансовой составляющей, в этот период Азиатский банк развития (АБР) увеличил бюджетную поддержку и чрезвычайную помощь через свой Фонд контрциклической поддержки до 2,76 млрд долларов в виде суверенных займов и грантов для стран ЦАРЭС в борьбе с COVID-19. В том числе Казахстану был выделен заем в размере 1 млрд долларов для поддержки правительства в реализации и финансировании комплексных мер. Казахстану также был предоставлен специальный грант в размере 3 млн долларов из средств Азиатско-Тихоокеанского фонда реагирования на стихийные бедствия.
Кроме того, АБР мобилизовал 4,35 млн долларов в виде технической помощи с целью укрепления национальных систем здравоохранения, повышения региональной безопасности и защиты рабочих-мигрантов. В настоящее время разрабатывается стратегия ЦАРЭС в области здравоохранения до 2030 года.
- Насколько сложно реализовывать межгосударственные проекты? Всегда ли удается достичь консенсуса?
- Конечно, реализация межстрановых проектов не дается просто. Именно поэтому у нас есть такой форум, как ЦАРЭС, который обеспечивает платформу для встреч должностных лиц стран-участниц, где проводятся дискуссии и, в конечном счете, достигается консенсус по ключевым вопросам и проектам. Сюда же относится диалог в части экономической и финансовой стабильности, ведущий к скоординированной макроэкономической политике в регионе.
Не стоит забывать, что ЦАРЭС был создан главным образом для содействия в реализации проектов, представляющих интерес как для нескольких стран, так и выгодных для развития региона. Таким образом, во всех проектах регионального значения существует возможность взаимной выгоды с созданием мультипликативного эффекта.
Но поскольку ставки высоки, а выгода гораздо выше, требуются дополнительные усилия для достижения договоренностей. В этой связи страны назначают национальных и отраслевых координаторов программы ЦАРЭС, которые регулярно встречаются для обсуждения и согласования всех моментов.
- В настоящее время программой ЦАРЭС реализуется в пилотном режиме два проекта, связанных с развитием экономических коридоров - Алматы-Бишкек и Шымкент - Ташкент - Худжанд. Какой эффект на регион они будут иметь?
- Прежде всего, стоит отметить, что экономический коридор Алматы - Бишкек (АБЭК) - первый в регионе. Он реализуется под контролем казахстанско-кыргызского межправительственного совета при поддержке Азиатского банка развития, который с 2014 года в рамках технической помощи на этот проект выделил порядка $5 млн.
В свою очередь правительства обеих стран выбрали для себя три приоритетных направления.
Во-первых, это туризм - планируется использовать огромный потенциал региона с предложением безопасных и интересных туристических возможностей. Для достижения этой цели подготовлен совместный генеральный план развития туризма. Наряду с усилиями по созданию туристических зон со смягченным карантинным режимом поддерживаются преобразовательные проекты, такие как горнолыжный курорт Тургень или Центр повышения квалификации по туризму в Алматы.
Также в рамках АБЭК предусмотрена (документом Стратегии в сфере туризма) в 2021 году разработка общих протоколов и стандартов по охране труда и технике безопасности для туризма.
Вторым приоритетным направлением выбран сектор агробизнеса. Усилия в этой области направлены на модернизацию, соединение оптовых рынков и логистических центров. Улучшение транспортного сообщения является предварительным условием для того, чтобы коридор полностью раскрыл свой потенциал.
В то же время мы работаем с властями Казахстана и Кыргызстана над развитием инфраструктуры и процессов пересечения границы, включая создание регулярного автобусного сообщения и подготовку альтернативной дороги для сокращения пути между Алматы и озером Иссык-Куль. К числу прочих важных инициатив относится сотрудничество с медицинскими лабораториями и улучшение качества воздуха. Например, в Бишкеке уже начался мониторинг качества воздуха при помощи 50 приборов, которые АБР передал Кыргызгидромету в декабре 2020 года для определения основных источников загрязнения. На данный момент ведутся переговоры по реализации аналогичного проекта в Алматы.
Что касается другого экономического коридора - Шымкент - Ташкент - Худжанд, то для его развития странами-участницами (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан) была одобрена дорожная карта с начальным объемом технической помощи $800 тыс, профинансированных АБР. Дополнительно Азиатский банк развития выделил $1 млн на подготовку предварительных технико-экономических обоснований для приоритетных проектов, таких как «Международный центр торговли и экономического сотрудничества» между Казахстаном и Узбекистаном, проведение мероприятий по повышению потенциала в рамках развития коридора и поддержка практической реализации его институциональной структуры.
- Говоря о развитии туризма, в декабре прошлого года сообщалось о создании общего регионального бренда «Посетите Шелковый путь» и разработке туристического веб-портала ЦАРЭС. Можете рассказать об этом поподробнее?
- Региональный бренд «Посетите Шелковый путь» был создан для использования самого важного туристического актива региона - Шелкового пути, по которому великие цивилизации Востока и Запада перевозили свои товары и идеи. Его цель заключается в завоевании максимального международного признания Шелкового пути для дальнейшего развития межстрановых маршрутов и расширения диапазона туристических впечатлений.
Продвижение бренда предполагается через туристический портал ЦАРЭС, который начнет функционировать уже в ближайшие месяцы. Между тем этот портал предназначен для двух целевых аудиторий: институциональных партнеров и туристов.
Для первых он станет инструментом для налаживания связей между региональными партнерами и обменом информацией, в том числе о проектах в области туризма и информации, связанной с инвестициями, данных и статистики, мероприятиях и ресурсах в области образования и профессиональной подготовки.
При этом разделы портала, ориентированные на потенциальных и фактических путешественников во всем мире, будут посвящены информации о странах и достопримечательностях, а также продвижению услуг частных туристических компаний в регионе. Это поможет создать возможности для развития частного сектора в странах ЦАРЭС и привлечь больше туристов.
Вообще, следует подчеркнуть, что стратегия ЦАРЭС в области туризма до 2030 года направлена на продвижение уникальности туристических продуктов каждой страны с акцентом на региональный синергизм и обмен опытом между странами-участницами.
В свой черед Казахстан является частью трех региональных кластеров: «Сердце Центральной Азии», «Алматы - Иссык-Куль» и «Алтайского кластера», ориентированных на такие сегменты, как культурный, экстремальный и экологический туризм, а также городской и деловой туризм.
- Какие перспективы развития программы ЦАРЭС, в том числе для Казахстана, вы видите после пандемии?
- В период после пандемии совершенно очевидно, что нам необходимо не в меньшей, а в большей степени развивать региональное сотрудничество, особенно в области здравоохранения. Я думаю, что внедрение более эффективных систем мониторинга и надзора в этой сфере поможет сдержать распространение пандемии через границы в будущем. Также, содействуя продвижению регионального подхода к развитию туризма, программа ЦАРЭС позволит расширить масштабы туристического рынка. Наряду с этим создание новых экономических коридоров должно открыть возможности для развития предпринимательства и создания рабочих мест в регионе. Не говоря уже о том, что проекты по улучшению транспортного сообщения будут способствовать сближению стран и сокращению расходов и времени на поездки. Мы полагаем, что более эффективная координация фискальной и денежно-кредитной политики укрепит макроэкономическую стабильность в регионе.
Еще раз бы хотелось отметить, что регион ЦАРЭС имеет уникальное расположение, чтобы стать центром торговли и коммерции, а значит - существуют все возможности для экономического роста и сокращения бедности. Но добиться этого, работая изолированно, невозможно. Поэтому ЦАРЭС будет и впредь продвигать региональное сотрудничество для достижения цели устойчивого развития Казахстаном и другими странами-членами.