В 2019 году компания BI Infra Construction, входящая в холдинг BI Group, внедрила 3D-моделирование. Результаты получились довольно неожиданными. Большинству автолюбителей и пешеходов «до лампочки», какой будет проект: двухмерный или трехмерный. Но это только на первый взгляд. На самом деле разница колоссальная. Ведь речь идет о средствах налогоплательщиков, которые расходуются на инфраструктурные проекты, времени реализации и даже таких неприятных вещах, как порывы. Да, без воды вы можете остаться не только потому, что трубы старые. Нередко это связано с некачественной проектно-сметной документацией. При двухмерном моделировании не видно, что трубы пересекаются друг с другом. Как результат — происходит порыв. Что будет дальше, все знают. Потребители сидят без воды, коммунальные службы или строители тратят миллионы на ликвидацию ЧП, которого можно было избежать еще на этапе проектирования. Об этих и других нюансах рассказал Ануар Садыков, начальник отдела по внедрению BIM компании BI Infra Construction.
- Ануар, в
чем разница между 2D- и 3D-моделированием проекта?
- При двухмерном проектировании канализация на одном чертеже, водопровод на
другом, силовой кабель на третьем. Трехмерная графика позволяет все это
совместить и увидеть пересечение труб. Причем более точные размеры. Например,
расстояние между трубами составляет 40 сантиметров. Вроде достаточно, но нужно
учесть, что диаметр самих труб 30 сантиметров. 10 сантиметров - это небольшое
расстояние, которое может привести к давлению верхних элементов дороги на сети
под ней, что может повредить их. Либо повредить сети при строительстве других.
- Трехмерное моделирование поможет избежать дополнительных работ или, что хуже, переделки?
- Хочу рассказать об опыте компании BI Development, которая первой в BI Group в 2016 году внедрила трехмерное
моделирование. Раньше при двухмерном моделировании возникали ошибки, переделка
которых обходилась, как стоимость самого рабочего проекта. Сейчас руководитель
и главный инженер проекта видит все нюансы, даже сколько нужно бетона, не
уточняя данные у сотрудников ПТО.
Аналогичная ситуация при строительстве дорог. Недавно сотрудники обнаружили,
что при укреплении нижнего слоя основания дороги бутовыми камнями необходимо
оставить свободную полосу для опор освещения. Данный момент не был указан в
чертежах земляных работ. Сверление одной лунки стоит около 30 тыс. тенге. Плюс
дополнительная неделя работы, ведь речь идет о целой улице. И это не говоря о множестве найденных
пересечений инженерных сетей в проекте.
-
Получается, что 3D
помогло избежать потерь для компании. Ведь заказчик не будет компенсировать
наши просчеты?
- Совершенно верно. Если мы что-то упустили, это уже наши проблемы. Так, при
возведении дороги в Костанайской области благодаря трехмерной графике был
выявлен упущенный вид работ – снятие растительного слоя. По деньгам это около
40 млн тенге. После завершения и закрытия работ получить эти деньги сверх
оговоренной суммы было бы весьма затруднительно.
Практически в каждом рабочем проекте есть ошибки и нестыковки, некоторые
находят во время проектирования, некоторые во время строительства, а некоторые
и вовсе после завершения проекта. Затраты из-за этих ошибок лягут на плечи заказчика или строительных
организаций. Благодаря 3D
всего 2 человека могут найти моменты, которые пропустили команды
проектировщиков, заказчиков и строителей.
- Как относятся к 3D
заказчики и проектировщики?
- Пока активность проявляют только строители. Заказчики не спешат.
Проектировщики по-разному
к этому относятся. Кто-то привык по старинке работать в 2D. Людей можно понять - зачем
выходить из зоны комфорта? К тому же переход на 3D —
это
определенные затраты, как финансовые, так и по времени. На первых двух-трех
проектах 3D
требует на 40% больше времени, чем его двухмерная версия. Но оно того стоит.
Поэтому вслед за ВІ Development
наша компания будет принимать только трехмерные проекты.
- Как обстоят
дела с внедрением трехмерного проектирования на Западе?
- Родоначальниками новых технологий стали британцы. В Европе новые технологии
активно применяются с начала 2000-х годов при реализации различных
инфраструктурных проектов. Большого успеха достигли шведы и датчане. В 2019
году мы посетили их инфраструктурные проекты. Там трехмерное проектирование
внедрено не только в офисе, но и на стройке, где не встретишь прораба и
мастера, а есть только техника. У бульдозериста загружена 3D-модель, и он по ней выводит земляное полотно. Мы
тоже активно внедряем инновации. На каждом проекте BI Infra установлены GPS-системы 3D-нивелирования.
Благодаря этому эффективность автогрейдеров повысилась на 30%. Холдинг BI Group активно
внедряет и другие инновации в дорожное и инфраструктурное строительство, от которого зависят комфорт и благополучие наших
граждан.