В ближайшее десятилетие ожидается огромный рост в сегменте производства электрокаров. По мнению руководителя проектов горно-металлургического комплекса «НК KAZAKH INVEST» Бауыржана Айткулова, это изменит спрос на потребность в нефти и газе, которые постепенно уйдут на второй план, а на первом окажутся такие металлы, как литий, кобальт, никель, применяющиеся в производстве аккумуляторных батарей. Какие перспективы у Казахстана привлечь инвестиции в проекты по добыче лития и производство литиевых батарей, Бауыржан Айткулов рассказал в интервью корреспонденту «Капитал.kz».
- Бауыржан, мы можем назвать спрос на литий трендом на мировом сырьевом рынке?
- Литий является быстрорастущим сектором. Он используется при производстве литий-ионных батарей, которые широко применяются в смартфонах, ноутбуках, транспортных средствах с электроприводом, таких как гибридные автомобили, электромобили или электронные велосипеды. Но наибольший мировой спрос на литий вызывает производство электромобилей. Например, согласно Bloomberg, мировой экспорт электромобилей в 2019 году составил в общей сложности $25,7 млрд по сравнению с $20,8 млрд в 2018 году. Согласно данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), мировой рынок катодов для литий-ионных аккумуляторов составил $7 млрд в 2018 году, по прогнозам, уже в 2024 году он достигнет показателя в $58,8 млрд.
- Почему Казахстан заинтересован в мировом спросе на литий?
Согласно данным Геологической службы США, запасы лития в Казахстане составляют 50 тыс. тонн. Но учитывая, что текущая информация основывается на исследованиях советского периода, большая часть лития недоразведана.
Принимая во внимание растущий спрос на металл, казахстанские горнодобывающие компании уже начали геологоразведочные работы по перспективным участкам, в свою очередь KAZAKH INVEST с участием собственников литиевых месторождений с привлечением международной консалтинговой компании разработал бизнес-план и финансовую модель проекта по добыче и переработке лития.
При этом литиевая минерализация уже установлена в Восточно-Казахстанской, Актюбинской, Костанайской и Западно-Казахстанской областях. Предполагается строительство горно-обогатительной фабрики вблизи месторождений лития. По предварительным расчетам, проект оценивается в $102 млн, производственная мощность составит 4 тыс. тонн карбоната лития в год. Наличие сырья рядом с фабрикой снижает риски транспортировки и дополнительные расходы. Предусматривается создание 170 рабочих мест, планируется подготовка кадров и повышение квалификации местных специалистов за счет потенциального инвестора, тем самым решается вопрос обеспечения бесперебойного функционирования высокотехнологичного предприятия.
- Если на сегодня уже есть бизнес-план, значит, есть кому его показать?
- Да, в рамках проведения инвестиционных мероприятий мы наблюдаем огромный интерес к Казахстану от мировых компаний, производящих электромобили или продукцию, использующую литий-ионные батареи и аккумуляторы. На сегодня KAZAKH INVEST прорабатывает вопросы, поступающие от таких мировых компаний, как Volkswagen, Samsung, LG, ведутся переговоры с офисом Tesla, а также имеются местные казахстанские компании, прорабатывающие проекты по созданию производства по сборке электромобилей в Казахстане. Для национальной компанией KAZAKH INVEST при подготовке проектов важным является ориентирование иностранных инвесторов на создание продуктов с высокой добавленной стоимостью и развитие дальнейшего индустриального кластера с созданием ультрасовременных отраслей, а не просто быть поставщиком сырья.
- Чего ждать в среднесрочной перспективе?
- Cпрос на литий может достигнуть 1 млн тонн. Это в два с лишним раза больше, чем сейчас добывается в мире, и потребует многомиллиардных инвестиций. Обладая огромным потенциалом сырьевых ресурсов, технологий, человеческих ресурсов, Казахстан может получить эти инвестиции, продвигая свои возможности.
Но на сегодня из-за кризиса, вызванного пандемией, практически все цены на сырьевые товары упали, и литиевая индустрия, опирающаяся на весьма эластичный спрос на электромобили, оказалась в числе первых жертв. Также в последние годы производители стремительно наращивали объемы производства, действуя на опережение, и в 2019 году производство лития в мире перевалило за отметку 400 тыс. тонн. Таким образом, цены на литий упали вследствие избытка. Однако имеются некоторые причины полагать, что это падение не свидетельствует о долгосрочном упадке на рынке. Согласно прогнозу New Energy Finance, спрос на литий только для батарей составит 700 тыс. тонн карбонатного эквивалента.
- Казахстан может ориентироваться на международный спрос, имеющийся на сегодня?
- Многие мировые компании, производящие электромобили, готовы добывать и перерабатывать полезные ископаемые (литий, никель, кобальт), используемые в аккумуляторах электромобилей, и построить собственные производства по выпуску аккумуляторных батарей. Это локализует цепочку поставок и производства продукции, сократит расстояние доставки всех материалов, что скажется на снижении себестоимости готовой продукции.
С момента массового производства электромобилей элемент литий вошел в фокус внимания как стратегический металл. Спрос в Китае, ЕС и США огромен, и контроль над поставками лития уже развивает свою собственную геополитику. За литием прочно укрепились термины «второй нефти» или «белого золота». Литиевая индустрия стала одной из самых быстрорастущих в области добычи полезных ископаемых. Однако компаниям, выпускающим батареи, потребуется больше литиевых месторождений и им придется начинать их разработку намного быстрее, чем кто-либо мог предположить.
- Какие страны потенциально могут стать конкурентами Казахстана в производстве лития?
- На сегодняшний день лидерами производства лития являются Австралия, Чили, Аргентина, Китай и Зимбабве. Согласно последним данным Геологической службы США (USGS), мировое производство лития в 2018 году составило около 85 тыс. тонн, и благодаря продолжающейся разведке его выявленные ресурсы значительно увеличились во всем мире и составляют около 80 млн тонн.
В настоящее время все ведущие мировые эксперты по вопросам научной и промышленной политики выражают твердую уверенность, что литий в скором будущем будет одним из самых востребованных элементов. Впрочем, инвестиционная привлекательность на литий не ограничивается только батареями и аккумуляторами. Он придает уникальные свойства авиационным сплавам на основе алюминия – повышает их прочность и упругость.
- Рисков, что потребление лития снизится, нет?
- Потребление лития в мире в ближайшие годы будет увеличиваться высокими темпами, но оценить скорость этого роста очень сложно, так как она во многом будет зависеть от степени государственной поддержки электромобильного транспорта и других факторов. Уверен, что благодаря инвестициям в электромобили цепочка поставок литий-ионных аккумуляторов в ближайшие десятилетия будет расти совокупными средними темпами, близкими к 20%. В связи с этим возникает необходимость в крупномасштабных инвестициях в добычу природных ресурсов, химическую промышленность, анодное и катодное производство, производство электролизеров, предприятия по переработке отходов и предоставление других комплектующих изделий.
Но в настоящее время ресурсы и технологии добычи имеют существенные ограничения – богатые литиевые ресурсы могут истощиться достаточно быстро. Проведенные расчеты показали, что литиевые руды в мире закончатся примерно через 25 лет, а литиевые запасы разведанных ресурсов, связанные с соляными озерами, – примерно через 50 лет.
Это в свою очередь может привести к резкому росту цен на литий и, следовательно, к снижению рентабельности его применения в литиевых батареях. На основе анализа колебаний рынка лития статистическими методами была оценена минимально и максимально возможная цена на карбонат лития к 2020 году – $30 тыс. и $50 тыс. долларов за тонну соответственно. В связи с этим перспективными становятся запасы лития, сосредоточенные в новых месторождениях.