При выборе нового места работы соискатели в Казахстане больше ориентируются на уровень зарплаты, нежели на карьерные перспективы. Об этом говорится в Исследовании рынка труда и обзоре заработных плат от компании Antal Kazakhstan. При поиске работы 52% респондентов ожидают повышения зарплаты на 21-50%, 5% не рассчитывают на увеличение, а 1% даже готов к снижению дохода. Респонденты до 30 лет чаще отмечают, что их привлекают хороший коллектив и сильный бренд работодателя. По мере «взросления» у респондентов в топ-5 причин попадает «Личность руководителя» и «Лучший баланс между работой и личной жизнью», сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на данные исследования.
Вознаграждение
Несмотря на то что 2020 год стал одним из самых непростых для рынка труда, на момент проведения исследования почти половина респондентов (44%) успели получить повышение заработной платы. Это, конечно, оказалось на 7 п.п. ниже по сравнению с прошлым годом. Очевидно, что при этом возросло число тех, чья зарплата уменьшилась. Как правило, представителям международных компаний в вопросе повышения «везет» больше, чем сотрудникам казахстанских компаний (52% в международных против 28% в казахстанских).
Рисунок 1. Изменение заработной платы в 2020 году
В связи с началом пандемии у многих остро встал вопрос заработка из-за потери работы или снижения дохода. При этом у большинства респондентов (61%) нет каких-либо дополнительных источников дохода, кроме получаемых от основной занятости. 16% имеют пассивный доход в виде дивидендов, сдачи недвижимости в аренду и т. д. У 12% дополнительный доход связан с их профессией.
Поиск работы*
Ситуация, сложившаяся в мире в 2020 году, повлияла на планы по смене работы соискателей. На текущий момент в активном поиске находится каждый пятый респондент. Для сравнения, в прошлом году в этот период времени работу искала четверть респондентов. В 2020 году кандидаты менее склонны менять работу, даже если поступит привлекательное предложение. Это вполне понятно, потому что люди не готовы к смене работодателя в период нестабильности: 23% вообще не готовы к смене работы в ближайшее время (против 14% в 2019 году).
График 2. Продолжительность поиска работы
Основной причиной ухода из компании является невозможность развивать свою карьеру, за ней следует неудовлетворительный уровень зарплаты. Также респонденты отмечали, что им не нравится корпоративная культура в компании. Для топ-менеджеров одной из важных причин ухода оказалась смена руководства, для менеджеров среднего звена – нестабильность в компании, а для специалистов – стресс на работе.
График 3. Ожидания по изменению зарплаты при переходе на новое место работы
Безработные
2020 год стал одним из самых сложных для рынков труда по всему миру. Уже к маю официальное количество безработных в мире и в Казахстане значительно увеличилось. В Antal Kazakhstan спросили у респондентов, находящихся без работы, по какой причине они покинули компанию и с какими трудностями сталкиваются при поиске новой работы. На период проведения опроса 17% респондентов не работали в течение месяца (т. е. потеряли работу в период февраль-апрель 2020 года), еще 42% не работают примерно с декабря-марта.
В трети случаев участники опроса покинули компанию по личным причинам. Также 29% сотрудников потеряли работу в связи с сокращениями. Четверть покинула компанию по собственному желанию по профессиональной причине (недостаточно карьерного роста, не устраивала зарплата и т. д.).
Релокация
К переезду за границу ради интересной работы готовы 65% респондентов. По сравнению с прошлым годом количество желающих релоцироваться снизилось на 3 п.п. Как правило, переезжать в другие страны более готовы мужчины, нежели женщины: 72% мужчин против 60% женщин.
Самыми популярными направлениями для переезда остаются США и Канада (66%), а также Западная Европа (58%). Треть респондентов не против переехать ради работы в страны Восточной Европы, Россию и Австралию.
График 4. Предпочитаемые направления релокации
Уровень владения английским языком напрямую коррелирует с желанием попробовать себя за границей. 80% респондентов, свободно владеющих английским, готовы к переезду в другую страну.
А вот релокация внутри страны вызывает у респондентов гораздо больше сомнений. Только 39% участников опроса рискнули бы переехать в другой регион Казахстана.
Льготы, удовлетворенность и готовность рекомендовать своего работодателя
В Antal Kazakhstan решили посмотреть,
какие опции включены в компенсационные пакеты респондентов и насколько они
важны для сотрудников компаний. У некоторых льгот есть «отрицательная
важность», т. е. они есть у большего процента респондентов, а их важность
низка.
Наиболее сильное расхождение между наличием и важностью льгот присутствует в отношении «компенсации мобильной связи», льгота есть у 54%, важна она только для 25%. Льготы, которых участникам опроса не хватает, – это бонусная схема, корпоративное обучение, гибкий график работы и компенсация расходов на жилье.
«На протяжении нескольких лет мы наблюдаем, что сотрудники в большей степени удовлетворены межличностными отношениями со своими коллегами (72%) и руководством (68%), а менее довольны финансовыми аспектами своей работы (48% и ниже). Причем сотрудники международных компаний в целом более удовлетворены аспектами своей работы», - отметили в Antal Kazakhstan.
График 5. Удовлетворенность сотрудников аспектами работы
В целом рекомендовать своего работодателя готовы 78% респондентов. Как правило, чем дольше сотрудник работает в своей компании, тем он более лоялен и готов рекомендовать работодателя. Готовность порекомендовать свою компанию также напрямую коррелирует с планами сотрудника в отношении поиска новой работы. Респонденты, находящиеся в поиске работы, только в 47% случае готовы дать рекомендацию на свою текущую компанию.
График 6. Готовность рекомендовать работодателя
Удаленная работа
2020 год оказался непростым еще и из-за перехода большинства компаний на удаленный режим работы. На момент проведения опроса 63% респондентов работали из дома по причине карантина. Возможность работать удаленно в том или ином виде есть у 56% участников исследования, а более 40% сотрудников такой возможностью время от времени пользуются. Половина респондентов отметила, что работает удаленно 1-3 дня в месяц.
График 7. Удаленная работа
Основными плюсами «удаленки» оказались: экономия времени на дорогу, большее количество времени для общения с семьей и отсутствие дресс-кода. Из минусов респонденты отметили отсутствие социальных связей и сложность совмещения рабочих и личных дел.
Будущие профессии детей
В исследовании этого года Antal Kazakhstan задавал вопрос респондентам-родителям о будущих профессиях их детей, чтобы предположить, как через 10-20 лет изменится рынок труда. Большинство современных детей хотят стать врачами. Популярным ответом оказались профессии, связанные с ИТ и программированием, дизайном и инженерией. Без сомнения, родители хотят для своих детей только лучшего, поэтому большинство из них на вопрос «кем вы видите своего ребенка в будущем?» ответили, что поддержат любой его выбор.
График 8. Будущие профессии детей
*В разделах про сроки и способы поиска работы проанализированы ответы респондентов, которые устроились на работу менее года назад, чтобы понимать актуальную картину за последний год.