Не так давно в Алматы заработал автокинотеатр, который стали позиционировать как альтернативу традиционной системе кинопоказа. Однако пока ни одна из дистрибуционных и прокатных компаний не решилась опробовать свежие релизы на этой площадке. Поэтому репертуар в основном составляют классические голливудские картины, архив «Казахфильма» и хиты современного казахстанского кино (в частности, режиссерские и продюсерские проекты Акана Сатаева).
Насколько автокинотеатры (равно как и летние кинотеатры) смогут заменить выстроенную десятилетиями систему кинопроката? Об этом поговорили PR директор Kinopark & Kinoplexx Theatres Ерлан Бухарбаев и продюсер компании «Большая восьмерка» Даут Шайхисламов.
Ерлан Бухарбаев: Что вы думаете в целом о ситуации с коронавирусом и казахстанским кинематографом? Повлияет ли она на интенсивность съемок ваших проектов?
Даут Шайхисламов: Конечно, очень печально, что пандемия унесла много жизней. Но что поделать, так решила Вселенная, здесь человечество бессильно. Но я - человек, который не любит ныть, поэтому в любой ситуации ищу положительные стороны. На карантине время не прошло для нас даром, естественно, мы прочитали много книг, занимались спортом, строили планы на будущее.
Ерлан Бухарбаев: Кинотеатры Казахстана все еще закрыты, и понимания, когда они вновь откроются, пока нет. В период карантина киноконтент активно потреблялся со стриминговых площадок. А не так давно в Казахстане, России и за рубежом запустились автокинотеатры. На ваш взгляд, могут ли такие альтернативные вещи заменить традиционный показ? Демонстрировали бы свой контент в автокинотеатре?
Даут Шайхисламов: Меня самого несколько раз приглашали на сеансы автокинотеатров, лично меня не зацепило. Ведь любую кинокартину нужно прочувствовать, пережить, сидя в уютном и прохладном зале и в удобном кресле, чтобы ничто не отвлекало. А на машине лучше поехать в горы и полюбоваться природой. Кино - это искусство, а не контент для средств передвижения.
Ерлан Бухарбаев: Многие продюсеры в России и за рубежом отдавали свои новые картины либо сразу на стриминговые сервисы, либо призывали сократить кинотеатральное окно до минимума, чтобы показ шел чуть ли не параллельно - и на экранах, и онлайн. Что вы об этом думаете?
Даут Шайхисламов: Безусловно, мне как киношнику в первую очередь хочется показать свои картины в кинотеатрах. Так как в кинотеатрах есть своя атмосфера, ты смотришь кино не один, зрителей как минимум 200-250 человек. Зал реагирует абсолютно на разные сцены, ситуации, диалоги, так зритель проживает всю картину. А онлайн, как правило, зритель смотрит сам на сам, ну максимум 3-4 человека, поэтому «химия» может произойти не до конца. КИНОТЕАТР – ЭТО КИНО И ТЕАТР, а театр разве может зацепить зрителя онлайн?
Ерлан Бухарбаев: Увидят ли казахстанцы что-то от вас в кинотеатрах сразу после открытия? Есть ли планы на будущие картины?
Даут Шайхисламов: После открытия в прокате продолжится наш фильм «Гудбай, мой бай 2». Кроме того, мы готовим два новых полнометражных проекта - «Оскар за Любовь» (сценарий уже на финишной прямой) и «Дударай XXI века», повествующий о казахском парне и русской девушке. Обещаем, что оба проекта будут по-своему интересны. Продумываем сценарий до мелочей, и как только официально снимут карантин и разрешат полноценно трудиться, мы приступим к съемочному процессу.
Неутешительные прогнозы на посткарантинный период делает популярная актриса и продюсер Баян Алагузова.
- Я думаю, что больше всего пострадала сфера культуры, куда, конечно же, входит и кинематограф. Самое ужасное, что у нас нет никаких шансов выкрутиться из сложившейся ситуации. Потому что мы не продаем булочки, не производим лекарства, а работаем с людьми. И именно это сейчас смертельно опасно. И, если в каких-то других сферах государство ищет пути решения проблемы, делает какие-то послабления, то в отношении представителей шоу-бизнеса не делается ничего. Многие не смогли даже получить те выплаты, которые назначали на период ЧП и карантина. Касательно кинематографа тоже все сложно, какой-то анализ делать, что будет, когда кинотеатры откроются, и даже когда они откроются, у людей уже есть психологический барьер, пойдут ли они сразу в залы после запуска, сложно сказать. Я предполагаю, что эта ситуация продлится еще не менее года и только тогда мы вновь пойдем в кинотеатры, как и прежде, без боязни.
Относительно новых площадок для кинопоказа продюсер проектов «Станция судьбы» и «Сиситай» высказалась скептически.
- Касательно альтернативных форм кинопоказа, на открытом воздухе или в авто, то это ситуация, когда на безрыбье и рак рыба. Для того чтобы все это как-то заработало, нам нужен не один подобный кинотеатр, и даже не десять. Плюс, для того чтобы предоставить зрителям тот уровень комфорта, качества звука и изображения, к которому они привыкли в стационарных кинотеатрах, нужны большие финансовые вложения. Поэтому я не то чтобы против, но пока не готова отдавать свои фильмы для демонстрации в авто- и летних кинотеатрах. Потому что это не тот заработок, и даже 90 реализованных билетов не покроет тех средств, что были затрачены на производство фильмов, а это весьма дорогостоящий процесс. Но если таких площадок станет много, то, возможно, я подумаю, и, возможно, это будет единственное решение для сферы в ближайшее время.
Компания Art Dealers, основанная казахстанским актером Жандосом Айбасовым и его соратниками, пострадала от эпидемии и карантина одной из первых. Их дебютная работа «Жаным, ты не поверишь» успела отработать всего один уикенд, набрала популярность и могла стать одним из главных хитов этого года, но введенные карантинные меры прервали прокатную судьбу фильма практически на взлете. Жандос Айбасов также прокомментировал возможность развития кинорынка.
- Ситуация с коронавирусом и кинематографом в Казахстане очень сложная. Мы не можем снимать новые фильмы, не можем прокатывать уже снятые фильмы, потому что кинотеатры в стране все еще закрыты. Надеюсь, что в ближайшее время кинозалы вновь откроются и мы сможем работать. Потому что в кино уже наступил такой период, что интенсивность потихоньку падает. Люди перестали снимать, и не понятно, как события будут развиваться дальше.
Автокинотеатры никогда не заменят традиционных, потому что, на мой взгляд, это две совершенно разные вещи. Да, ситуация с пандемией очень сложная, и не только у нас, но и во всем мире. Но я помню, как в начале пандемии я призывал всех поддержать наши кинотеатры, потому что примерно представлял ситуацию, ее продолжительность и последствия, когда банкротства полного закрытия не удастся избежать. А если кинотеатры будут закрываться, то где мы будем показывать свое кино? Ведь для нас, киношников, кинотеатры – это второй дом! Я не призываю прямо сейчас открывать кинотеатры, нет. Я просто хочу обратить внимание, чтобы государство каким-нибудь образом поддержало этот бизнес. Кинотеатры нам нужны. Даже завтра, когда все закончится, буйырса, мы победим этот вирус и продолжим работать, где мы будем показывать свой контент – большой вопрос. Думаю, пришло время обратить наконец внимание на отечественную сферу кинопоказа.
Несмотря на стагнацию и депрессивные настроения в киноиндустрии Казахстана, компания Art dealers готовится к повторному прокату фильма «Жаным, ты не поверишь» и планирует к запуску новые проекты.
- Да, мы подготовили новый проект под названием «Умри или вспомни», съемочный процесс которого должен был стартовать в начале августа, но отложился по известным всем причинам. Параллельно работаем над семейной картиной, своего рода сказкой для детей и взрослых. Ну а как только кинотеатры вновь заработают, на большие экраны вернется наша кара-комедия «Жаным, ты не поверишь».
Заключительное слово об автокинотеатрах высказал член Ассоциации кинокритиков Казахстана Карим Кадырбаев.
- Ни в коем случае нельзя воспринимать летние кинотеатры как альтернативу традиционной системе кинопроката по ряду весомых причин. Во-первых, автокинотеатры ограничены по времени работы, то есть на данный момент работающий в Алматы автокинотеатр может продемонстрировать всего два сеанса после заката.
Во-вторых, автокинотеатры ограничивают аудиторию. Если вы хоть раз попадали в разгар сезона премьер на какой-нибудь голливудский или местный блокбастер, то обратили внимание на то, что основное ядро зрителей - это подростки и студенты, которые в силу возраста или финансового положения не имеют доступа к автомобилям. Более того, на своем примере и примере многих моих знакомых, которые сознательно не хотят вступать в ряды автомобилистов, могу сказать, что автокинотеатры и для большого количества взрослых - закрытая территория.
Но самое главное, необходимо понимать, что для окупаемости даже самого скромного по затратам релиза в такой стране, как Казахстан, нужно сделать так, чтобы эти самые автокинотеатры были чуть ли не на каждом перекрестке.
Кроме того, один из важнейших пунктов - автокинотеатры в силу ряда объективных причин не могут гарантировать производителям безопасность с точки зрения авторских прав. Система вознаграждения правообладателей в традиционной системе кинопоказа выстроена и работает уже многие годы, но регулировать работу автокинотеатров с точки зрения закона весьма проблематично.
Да, автокинотеатры имеют право на жизнь, но не как альтернатива системе кинопроката, а, например, как вторичный рынок продажи контента. То есть отработавшие свою прокатную судьбу казахстанские релизы вполне могут обрести вторую жизнь и заработать дополнительную копейку на этих площадках. Но не более того.
Партнерский материал