Участники цветочного рынка испытывают проблемы. «Даже после отмены режима ЧП логистика по доставке цветов до сих пор не восстановилась. Помимо отмены рейсов груз с цветами стал задерживаться на 1-2 дня», – сообщила директор Henry Bonnar Гулхадиша Бакирова. Некоторые игроки рынка отмечают, что из-за пандемии они стали нести миллионные убытки. Корреспондент «Капитал.kz» выяснил, какие проблемы испытывают компании, почему поднялись цены на цветы и как они стали перестраивать бизнес-модель.
Логистика дала сбой
Пандемия негативно повлияла на компании, занимающиеся оптовой продажей цветов. «Оптовое направление очень сильно пострадало. Это связано с тем, что производители в период пандемии стали сокращать производственные площади и отменили плановую посадку цветов. Даже после того как спрос на цветы после отмены режима ЧП стал восстанавливаться, на рынке все еще наблюдается дефицит. К тому же после отмены режима ЧП цены на определенные цветы выросли на 500-600%. При этом качество цветов значительно снизилось из-за нестабильности поставок», – отмечает директор Henry Bonnar (сервис gulder.kz) Гулхадиша Бакирова.
Основная проблема – перебои с оптовой поставкой и удорожание самого товара. «Около 90% растений наша компания закупает за границей: в Эквадоре, Колумбии, Кении, Израиле и Нидерландах. Из-за пандемии была нарушена вся структура грузовых авиа- и автоперевозок. Мы все еще не можем восстановить поставки на прежние уровни. Например, если до пандемии наша цена на более оперативную авиаперевозку цветов не превышала $1,5 за килограмм, то позже (после введения карантина. – Ред.) цены на эти услуги выросли до $5. Из-за высокой себестоимости цветов поднялись и таможенные пошлины», – подчеркнула Гулхадиша Бакирова.
Логистика до сих пор не восстановилась в полном объеме. Помимо отмены рейсов груз с цветами стал задерживаться на 1-2 дня. «Такие сбои с логистикой стали стандартными. Например, из Колумбии до сих пор невозможно осуществить поставки. Поэтому часть товара мы начали импортировать через пассажирские рейсы. Нам приходится в режиме онлайн искать свободные места в самолетах, делить партии цветов на более мелкие. Иногда товар в транзитных аэропортах задерживается по 2-3 дня. Это сильно сказывается на качестве товара», – делится директор Henry Bonnar Гулхадиша Бакирова.
40% закупа компании Henry Bonnar приходится на цветы из стран Латинской Америки. В основном это высокая роза. «Порядка 30-35% мы получаем из Нидерландов, но это не только цветы, выращенные в Европе, это также цветы со всего мира. Напомню, Нидерланды являются самым крупным цветочным хабом в мире. Около 15% поставок цветов мы получаем из Кении, доля поставок из других стран незначительна. Казахстан является небольшим игроком на рынке по реализации цветов в мире. Доля нашей страны в общем объеме международных поставок занимает менее 1%. По нашим оценкам, качество казахстанских цветов высокое, но они достаточно дорогие», – отмечает собеседница.
Срез цветочного рынка
По ее словам, сервис gulder.kz во время режима ЧП не работал, так как не было поставок из-за рубежа. «Наши убытки в период ЧП – 85 млн тенге. В апреле этот показатель составил 55 млн тенге. Так как ЧП и карантин были введены во второй половине марта и достаточно неожиданно, а большая часть цветов были в пути, наши убытки составили $100 тыс. Уточню, мы не смогли реализовать товар, который был ранее заказан», – подчеркивает Гулхадиша Бакирова.
Впрочем, по ее словам, спрос на цветы уже восстановился на 60-65%. «В конце мая мы наблюдали всплеск продаж. Это отложенный спрос, который был в течение двух недель», – отмечает собеседница.
По оценке спикера, рынок производителей цветов сократился на 15%. «Часть наших партнеров уже объявили о банкротстве компаний. Ушли с рынка и часть брокерских компаний с аукциона Нидерландов, это мелкие и средние игроки на рынке. Если говорить о цветочных магазинах Казахстана, работающих офлайн, по нашим ощущениям, их число сократилось на 15%. Этот тренд затронул в основном торговые точки на периферии», – отметила Гулхадиша Бакирова.
Посткарантинное восстановление
Руководитель цветочного сервиса FlorAmie Амина Сержанова поясняет, что ее компания не работала два месяца после объявления карантина в Алматы.
«Мы добровольно пошли на этот шаг, чтобы снизить риск заражения коронавирусом. Дело в том, что цветочный бизнес предполагает множество встреч: с поставщиками, курьерами, флористами. Как минимум три контакта. За период простоя мы недополучили около 1 млн тенге прибыли», – делится она.
Амина Сержанова подчеркивает, что компания за месяц после возобновления работы покрыла те убытки, которые понесла в период ЧП. «Каждый день к нам поступало очень много заказов. И как выяснилось, в период простоя спрос на наши услуги также был высок: нам часто звонили и писали. Хотя я предполагала, что после введения ЧП в стране казахстанцы будут экономить, и цветы не будут востребованы – это не товар первой необходимости», - считает Амина Сержанова.
Возросший спрос на цветы объясним, говорит она. Многие казахстанцы не устраивали тои, не праздновали дни рождения как во время, так и после режима ЧП. А потребность поздравлять, поддержать друг друга в трудную минуту у них осталась.
«В этом случае, думаю, цветы стали универсальным подарком. К тому же в Казахстане развита культура дарения цветов. У нас в обществе нет представления, что цветы – это деньги на ветер. Цветы заменяют почти все: извинения, поздравления, соболезнования и так далее. У нас после возобновления работы спрос на наши услуги вырос в два раза», – сообщила Амина Сержанова.
Она также уточняет, что основная часть цветочных компаний работают с импортным товаром. Однако после закрытия границ стали покупать цветы казахстанского производства. «Но мы, например, перестали работать с местными розами около пяти лет назад. Дело в том, что цена и качество таких роз несравнимы с розами из Нидерландов, Эквадора, Колумбии. Несмотря на почти одинаковые закупочные цены, казахстанские розы высотой 40-50 см имеют очень маленький бутон. Поэтому букет получается не таким объемным, а значит – менее востребованным. К тому же иностранные розы имеют 15-20 расцветок, местные – 3-4», – отмечает руководитель FlorAmie.
Если говорить о стоимости, то закупочная цена на импортные цветы в мае, после открытия некоторых границ, выросла. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, с укреплением доллара в марте, когда курс доходил до 450 тенге. Однако Амина Сержанова отметила, что несмотря на майское падение курса до 410-413 тенге, закупочная цена не снизилась.
Во-вторых, на резкое удорожание импортных цветов повлияла ситуация в Нидерландах, Колумбии. Многие хозяйства в период закрытия границ не знали, куда девать выращенные цветы, и вынуждены были уничтожить их. «Именно поэтому новая срезка цветов в мае из Нидерландов, Колумбии стала стоить дороже. Таким образом, зарубежные производители цветов хотели компенсировать хотя бы часть своих потерь за март-апрель», – считает Амина Сержанова.
По ее мнению, вряд ли цены вернутся на прежние уровни, даже если нидерландские производители смогут оперативно покрыть свои убытки.
«Мы также вынуждены были поднять цены на свои цветы, но это никак не повлияло на спрос. Если до начала пандемии, введения карантина средний чек у нас составлял около 10 тыс. тенге, сейчас – 13 тыс. тенге», - уточнила Амина Сержанова.
Бесконтактный ретейл
Пандемия подтолкнула FlorAmie реализовать идею, которая вынашивалась около года. И компания открыла бесконтактный смарт-магазин.
«Мы всегда продавали цветы онлайн. Но чтобы передать цветы заказчику, в основном обращались к курьерам. Чтобы этого избежать, мы арендовали бывший цветочный магазин с холодильной камерой и установили там камеры. Но самое главное – мы установили умный замок, который работает через мобильнее приложение. Флорист может составлять букеты в любое время, оставлять в холодильнике, а клиент сам может их забирать», – делится Амина Сержанова.
Ежедневно холодильник заполняется на 5-10 букетов. «Я их фотографирую, и они с ценниками хранятся у меня в телефоне. Клиент может в любое время позвонить и через курьера или сам может забрать понравившийся букет. Все эти процессы проходят бесконтактно, никто в магазине не присутствует. Камера установлена и в холодильнике, с ее помощью можно видеть, подсказывать по телефону, тот ли букет взял заказчик. Все камеры работают в онлайн-режиме», – уточнила собеседница.
Смарт-замок обошелся компании в 130 тыс. тенге, на камеру в холодильник было потрачено 30 тыс. тенге. «Также мы подключили интернет, в принципе затраты небольшие. Наши вложения в смарт-магазин уже окупились», – отметила Амина Сержанова.
Игроки цветочного рынка считают, что с каждым годом все больше магазинов будут уходить в онлайн, чтобы снизить свои риски и издержки.
Импорт цветов в Казахстан за год сократился на 13,3%
Если в январе-марте 2019 года в страну было завезено цветов на $11,9 млн, то за тот же период 2020 года на сумму $10,3 млн. Такие данные приводит Министерство национальной экономики РК.
Поставка цветов в натуральном выражении также снизилась. В первом квартале прошлого года в нашу страну было импортировано растений на 1,6 тыс. тонн, за тот же период 2020 года – 1,4 тыс. тонн.
Если говорить об экспорте, то в денежном выражении он сократился на 42%. В первом квартале 2019 года из страны было вывезено цветов на $2,9 млн, за тот же период 2020 года – на $1,4 млн.
Такие данные демонстрируют, что Казахстан находится в огромной зависимости от цветов, выращенных за рубежом. В первом квартале этого года объем импорта в денежном выражении в 7,2 раза превысил объем экспорта.