Экономический спад продлится два квартала, рост возобновится к концу текущего года. Об этом в беседе с корреспондентом «Капитал.kz» сказал главный аналитик департамента исследований Halyk Finance Асан Курманбеков. По данным Halyk Finance, в первом квартале экономика продемонстрировала рост на 2,7% в годовом выражении. Но во многом за счет докризисной инерции. Однако за четыре месяца, когда в апреле был пик карантинных мер и падение цен на нефть, рост ВВП замедлился на 0,2% относительно такого же периода прошлого года.
- Асан, вы действительно считаете, что вторая половина года станет более благоприятной для отечественного бюджета, чем первая. Об этом говорится в аналитической справке «Обзор государственного бюджета», которую подготовили аналитики Halyk Finance. Есть повод для оптимизма?
- Мы действительно полагаем, что во второй половине года по мере завершения налоговых каникул и других мер фискального смягчения, при одновременном улучшении конъюнктуры на мировых сырьевых рынках, ситуация в экономике начнет выправляться. Это приведет к увеличению доходной части госбюджета. Да, к негативному развитию ситуации в бюджетной сфере привело резкое ухудшение экономической ситуации в начале текущего года. На фоне слабого роста доходов на 1% и увеличения расходов на 15% год к году дефицит госбюджета без учета трансферта Национального фонда резко вырос до 8,5% от ВВП в первом квартале 2020 года в сравнении с 6,7% от ВВП в первом квартале прошлого года. При этом, с учетом трансферта Нацфонда, дефицит госбюджета составил всего 35 млрд тенге (0,2% от ВВП). Апрельские данные по бюджету также демонстрировали глубокое падение доходной части: поступления по корпоративному подоходному налогу (КПН) за месяц упали на 94,3% год к году, а по НДС, ИПН и налогам на международную торговлю – более чем на 60% за этот же период.
- Каково соотношение доходов и расходов госбюджета?
- Доходы государственного бюджета, без учета трансферта из Нацфонда в первом квартале 2020 года, выросли на скромные 1,2% год к году. При этом за счет резкого увеличения трансферта из Нацфонда почти на 50% совокупные доходы госбюджета повысились на 14% за этот же период. В результате повышения зарплат произошло серьезное увеличение поступлений по ИПН и соцналогу примерно на 20% год к году, что резко контрастировало с сокращением поступлений от налогов на международную торговлю на 18% за такой же временной отрезок. Сбор налогов по КПН умеренно вырос на 5%, а поступления по НДС снизились на 0,3% год к году. Затраты госбюджета в первом квартале текущего года повысились на 15% за этот же период в прошлом году. Их увеличение было обусловлено повышением социальных расходов и зарплат, кроме того, увеличились затраты на инфраструктурные проекты.
- Особых положительных ожиданий нет и от налоговых поступлений, как я понимаю…
- Мы пока не склонны драматизировать ситуацию с налоговыми поступлениями, картина должна проясниться во второй половине года, когда начнут постепенно прекращать свое действие налоговые каникулы и другие меры фискального смягчения, одновременно мы ожидаем улучшения ситуации на внешних сырьевых рынках. Но снижение поступлений по доходам в госбюджет было обусловлено не только действием разворачивающегося кризиса, но и стало следствием мер фискальной поддержки малого и среднего бизнеса. Напомню, что в рамках мер поддержки бизнеса правительство освободило МСБ от налогов и социальных платежей, взимаемых с фонда оплаты труда, на 6 месяцев – до 1 октября текущего года. Индивидуальные предприниматели, работающие в общеустановленном порядке налогообложения, освобождены от уплаты индивидуального подоходного налога и вовсе до конца года. Ставка НДС на реализацию и импорт социально значимых продовольственных товаров была понижена с 12% до 8% до 1 октября 2020 года. Также была предусмотрена отсрочка по уплате всех видов налогов и других обязательных платежей, социальных платежей до 1 июня текущего года. Кроме того, отдельные субъекты бизнеса освобождены от уплаты налога на имущество до конца 2020 года.
- И госказна все еще остается главной опорой экономики?
- В прошлом году правительство уже начало существенно поддерживать экономику посредством фискальных мер, которые в том числе распространялись и на текущий год. В результате, по нашей оценке, расходы бюджета повысились до 20,6% от ВВП в 2019 году в сравнении с 18,8% предыдущего. Начало кризиса в текущем году привело к тому, что в дополнение к освобождению малого бизнеса от уплаты подоходного налога (>100 млрд тенге в текущем году) были подключены меры по отсрочке уплаты других налогов, отложена подача деклараций до третьего квартала, а также приняты иные фискальные меры. В связи с тем, что полномасштабные карантинные меры длятся два месяца, растут социальные выплаты – 42,5 тыс. тенге, которые уже назначены более 4 млн граждан. То есть почти половине работоспособного населения, на что предусматривается 370 млрд тенге. Общий пакет антикризисных мер поддержки экономики в Казахстане, по заявлениям официальных лиц, достигает 8,5% от ВВП. Для сравнения: наибольший объем господдержки выделяется в Германии, где он достигает 50% от ВВП. Более 10% от ВВП поддержки предусматривается в развитых странах Запада, что обусловлено наличием высокой доли малого и среднего бизнеса на уровне 50% от ВВП и выше.
- Размер государственного долга, как я понимаю, также вырос?
- В результате увеличения дефицита бюджета возрастает и размер государственного долга. По оценке госорганов он достигнет 20 трлн тенге в текущем году, что будет соответствовать почти 29% от ВВП. Например, в прошлом году размер госдолга составлял менее 24% от ВВП. Здесь отмечу, что если бюджетные потери текущего года являются разовыми и вызваны неблагоприятной конъюнктурой на внешних рынках, а также влиянием COVID-19, то возросший объем госдолга быстро не устранить, так как бюджетные ассигнования придется поддерживать на высоком уровне еще как минимум в ближайшие годы.
В то же время масштабное наращивание бюджетных расходов на меры противодействия кризису по данным министерства финансов обойдутся стране в сумму, близкую к 6 трлн тенге. При этом 3,5 трлн тенге будет использовано из средств бюджета и 2,5 трлн тенге из внебюджетных фондов. В рамках бюджета крупнейшей статьей выступает компенсация потерь налоговых доходов республиканского бюджета в размере 1,7 трлн тенге, оставшаяся часть в размере около 1,8 трлн тенге приходится на различные мероприятия, включающие социальную сферу, поддержку граждан, предприятий и отраслей экономики. Затраты из внебюджетных фондов повторяют направления, предусмотренные бюджетными расходами, но будут финансироваться путем привлечения ресурсов Нацбанка, нацхолдинга «Байтерек», ГФСС и других.