Рынок морских перевозок слишком узкий, чтобы
трансформироваться в условиях пандемии коронавируса и принятых государствами ограничений. При этом эксперты акцентируют внимание на готовность представителей портов быстро приспособиться в условиях пандемии к новым требованиям и продолжать предоставлять качественные услуги, но на сегодня не все
процессы зависят от них. Чаще всего сложности заключаются в процессах переговоров и сроках заключения договоров, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Генеральный секретарь ПС МПК ТРАСЕКА Асет Асавбаев отметил, что даже решение компаний о трансформации не повлияет на показатели грузооборота в общем объеме. Поэтому государство должно координировать процессы, влияющие на увеличение грузоперевозок, в том числе и морским путем: сформировать более привлекательные тарифы, пересмотреть налоговые режимы и предоставить преференции – отмена или приостановка взимания НДС.
«Необходимо создание лучших условий, чтобы компании могли предоставить лучший сервис и конкурентоспособную услугу на рынке. И здесь нужен подход на государственном уровне, - отметил Асет Асавбаев в ходе онлайн-конференции, организованной Союзом транспортников Казахстана KAZLOGISTICS совместно с коммуникационной компанией TLK Media и казахстанской выставочной компанией Iteca. - Действовать по-старому в условиях COVID-19 не получится. Пандемия внесет коррективы уже по отношению к самим товарам. То есть потребность людей в товарах скорректируется в лучшем случае через два года. В сложившейся в условиях пандемии ситуации процессы по интеграции Казахстана с ЦА и близлежащими странами будут более акцентированы».
Что касается тарифов, то, по словам генерального секретаря ОЮЛ «Международной ассоциации «Транскаспийский Международный Транспортный Маршрут» Рахметоллы Кудайбергенова, на сегодня они снижены на 60-70% от базовых, которые применялись на маршруте. При этом объем перевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту в январе-марте 2020 года составил 227 тыс. тонн, увеличившись на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Он уточнил, что рост объема перевозок в основном обусловлен увеличением экспортных перевозок Казахстана на 23% и транзитных перевозок по территории Казахстана из Китая и стран Центральной Азии в западном направлении. Здесь стоит отметить, что ТМТМ – это международный транспортный коридор, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы. Реализация проекта началась в 2013 году. Одним из направлений коридоров, позволяющие в три раза сократить время доставки грузов из Китая в Европу, является недавно вошедшая в эксплуатацию железная дорога Баку - Ахалкалаки - Карс.
Читайте также
Региональное сотрудничество этих государств способно амортизировать шоки от пандемии COVID-19
«Объем перевозок за I квартал планировался на уровне 212 тыс. тонн. В I квартале перевезено 227 тыс. тонн. Это на 7% выше планового показателя и на 12% больше, чем за I квартал прошлого года, - сказал Рахметолла Кудайбергенов. – В то же время ОБСЕ занимается диджитализацией нашего маршрута – это тоже определенный интеграционный процесс, потому что цифровые системы управления перевозками будут подводить нас к тому, что рано или поздно интеграционные процессы будут реализованы непосредственно бизнесом».
Генеральный директор НМСК «Казмортрансфлот» Айдар Оржанов отметил, что коронавирус повлиял на запуск ранее намеченных инфраструктурных проектов в Казахстане. Например, в текущем году планировалось обслуживание проекта «Абай» и «Исатай» в северной части Каспийского моря, где намечалось геолого-разведочное бурение, и НМСК «Казмортрансфлот» должен был обслуживать эти проекты. Но из-за ситуации с коронавирусом проект был отменен.
В Казахстане не было введено никаких ограничений по транзитным перевозкам, они осуществлялись в прежнем режиме, отметили представители сферы. За четыре месяца текущего года наблюдался их рост, в том числе и морским путем. Общий объем перевозок контейнерами за I квартал вырос на 30%. При этом из них направление Китай - Европа занимает более 45%. При таком сохранении темпа транзитные перевозки смогут достигнуть тех показателей, которые были запланированы на текущий год.