Нарастить в стране производство продуктов питания, доля импорта по которым самая высокая, пока не получается по объективным причинам. Например, отечественного урожая яблок, о которых в недавнем выступлении упомянул первый вице-министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров, не хватает для того, чтобы на 100% удовлетворить внутренний спрос, поскольку до недавнего времени яблоневых садов было мало. А для того чтобы отечественное сухое молоко вытеснило с прилавков импортное, чего также хотелось бы Минсельхозу, в стране не хватает исходного сырья – сырого молока. Об этих и других проблемах производителей рассказали собеседники корреспондента центра деловой информации Kapital.kz.
О том, что Казахстану необходимо увеличить производство отечественного сахара, мяса птицы и яблок Айдарбек Сапаров заявил в конце апреля во время онлайн-конференции.
«Мы на практике убедились, что в кризисных ситуациях рыночные вопросы могут изменяться в угоду вопросам безопасности. Многие государства сегодня закрывают границы, ограничивают или запрещают экспорт продукции, в условиях режима ЧП стало очевидно, что импортозамещение – критически важное направление. Мы должны производить достаточный объем наиболее важных продуктов для внутреннего потребления», – сказал вице-министр.
По данным Комитета статистики Министерства нацэкономики РК, в первом квартале этого года доля импорта сухого молока составила 95%, сахара – 95,5%, яблок – 30%, мяса птицы – почти 21%.
В последние несколько лет садоводы сами занимались развитием своей отрасли и редко обращались к правительству за помощью, отметил директор Ассоциации садоводов Алматинской области Арсен Рысдаулетов. В прошлом году с приходом на пост премьер-министра Аскара Мамина министерство сельского хозяйства обратило внимание на то, что производство яблок неплохо развивается в южных областях.
«Это перспективное направление и его нужно поддерживать с помощью дополнительных субсидий и выделения льготных кредитов через банки второго уровня. Этой весной во время карантина правительство приняло решение выделить льготные кредиты компаниям агропромышленного сектора на весенне-полевые работы и оборотные средства, в том числе садоводам, под 5% годовых», – сказал он.
Спрос на 60-70% удовлетворяется за счет поставок отечественных яблок, а на оставшиеся 30% – яблоками из Польши, Молдовы, Ирана, Азербайджана, Сербии, Китая. Особенно востребованными они становятся в торговых сетях с апреля, а к началу июля на рынок поставляются свежие яблоки отечественной селекции летних сортов, пояснил он.
«Но члены нашей ассоциации работают над тем, чтобы продлить период поставок казахстанских яблок до лета. Наши фермеры полностью не обеспечивают яблоками внутренний рынок по двум причинам. Во-первых, в 1990-х и начале 2000-х годов садоводство находилось в упадке. Начиная с 2010 года, в эксплуатацию ввели очень много яблоневых садов, и теперь их урожайность будет расти с каждым годом», – добавил Арсен Рысдаулетов.
Во-вторых, стоимость отечественных яблок на внешних рынках, в той же России, выше, чем на внутреннем. Поэтому некоторые садоводы экспортируют свою продукцию в южные города РФ. Но у российских торговых сетей очень высокие требования к качеству яблока и они ужесточаются с каждым годом, то есть экспорт в Россию могут себе позволить лишь самые ответственные производители. Посредники в данной сфере должны будут уйти на второй план, это касается как экспортных поставок, так и продажи на внутреннем рынке, считает наш собеседник.
«Для того чтобы Казахстан перешел на полное самообеспечение яблоками, фермеры должны быть заинтересованы в улучшении своих знаний и качества яблок, расширении площадей садов и внедрении успешных технологий. В ответ государство могло бы улучшить инфраструктуру и расширить список субсидий для производителей яблок. Фермеры испытывают сложности в связи с повышением курса доллара и девальвацией национальной валюты, так как многие товары закупаются нами в других странах. При этом нужно учесть, что цены на нашу продукцию увеличиваются незначительно», – сказал Арсен Рысдаулетов.
Кстати, карантин несильно отразился на импорте иностранных яблок в РК, поскольку продукция агросектора по всему миру проходит по так называемому «зеленому коридору», то есть на прилавках супермаркетов уже появились привозные яблоки, заключил он.
В Казахстане в промышленных объемах сухое молоко почти не производится, поскольку для этого нужно, чтобы сырое молоко было в избытке, сказал директор по корпоративным отношениям ТОО «Danone Berkut» Динмухамед Айсаутов. В странах с хорошо развитым агропромышленным сектором, например, в Беларуси, Новой Зеландии, весной-летом – период, когда кормовая база существенно расширяется – коровы начинают телиться и давать больше молока, соответственно, возникает перепроизводство молока.
«В этот период его начинают «сушить» с помощью специальной технологии, удаляя жидкую фракцию. Потом это сухое молоко продают. У нас в Казахстане другая ситуация, сырого молока хорошего качества хватает даже не всем производителям молочных продуктов. Поэтому я не знаю, когда мы начнем производить собственное сухое молоко. Если кто-то и сушит, то совсем в небольшом объеме, то есть назвать это производством нельзя», – сказал Динмухамед Айсаутов.
Хотя это довольно востребованный продукт, который используют при производстве детских смесей, в кондитерской отрасли, сфере общественного питания, продают как самостоятельный продукт для употребления, добавил он.
«Есть некоторые производители молочной продукции, которые используют сухое молоко, но не надо бояться такой продукции. Дело в том, что молоко разнится по своим органолептическим и микробиологическим параметрам. У молока, которое надаивают зимой, жирность ниже, чем у того, которое коровы дают весной или летом, также в нем меньше белка. И чтобы йогурт зимой не был невкусным, в него добавляется какой-то процент сухого молока. Это тоже позволяет получить необходимый процент белка. Еще раз хочу сказать, что не нужно бояться сухого молока – оно по качеству не хуже, просто без воды», – сказал наш собеседник.
Да, сухое молоко не относится к продовольственным продуктам первой необходимости, но с учетом пандемии все страны пришли к тому, что нужно усилить продовольственную безопасность, сделал оговорку Динмухамед Айсаутов. Особенно Казахстану, у которого огромный сельскохозяйственный потенциал, заключил он.
Что касается мяса птицы, то зачастую производители птицы не могут расширить или открыть новое производство, поскольку 14%-ная ставка по кредитам для фермеров загоняет даже крупных предпринимателей в тупик, рассказал генеральный директор АО «Aitas» Серик Толукпаев.
«Чтобы сегодня построить птицефабрику на двадцать тысяч тонн, требуется около $50 млн. Если строить фабрику на сто тысяч тонн, то это более 200 млн долларов. И дело даже не в стоимости. Ключевым препятствием, безусловно, являются дорогие кредиты. Доступ к дешевым тенговым кредитам под 3-5% обеспечил бы взрывной рост в отрасли», – считает он.