Скачок курса валют и пандемия коронавируса негативно отразятся на покупательской способности казахстанских автолюбителей. Вследствие кризиса и растущих цен на импорт продажи контрафактных автозапчастей станут еще более масштабными на отечественном рынке, рассказал в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz председатель правления Союза независимого автобизнеса Казахстана Берик Заиров.
- Берик, что происходит на рынке автозапчастей?
- В связи с карантином рынок автозапчастей в Алматы полностью закрыт, все работники данной сферы отправлены в отпуск. Работать запрещено по всему Казахстану, за исключением Нур-Султана, где с 20 апреля осуществляется лишь доставка автозапчастей крупными магазинами. Но это совсем небольшой процент реализации товаров с учетом того, что заказы оформляются только для тех клиентов, которые имеют право на работу в период карантина. То есть это полиция, медицинские работники и госслужащие. Иными словами, в целом рынок автозапчастей находится на грани выживания.
- Как скачок курса валют отразится на рыночных ценах с учетом того, что 90% автозапчастей импортируют из-за границы?
- Девальвация тенге, безусловно, негативно отразится на ценах на автозапчасти. Как я уже неоднократно заявлял, даже без колебаний курса валют цены на автозапчасти для иностранных авто сильно завышены, поскольку Таможенный реестр Казахстана блокирует ввоз оригинальных запчастей из других стран по низкой цене. В итоге, несмотря на более низкий уровень доходов казахстанцев в сравнении с жителями Европы или США, автозапчасти для наших автовладельцев стоят дороже как минимум на 50 долларов. Чтобы решить проблему высоких цен, ассоциация добивается разрешения параллельного импорта. Однако это сложный и долгий процесс.
- Чего ожидать после снятия карантина?
- По сути автозапчасти это предмет первой необходимости. Поэтому их будут покупать, несмотря на кризис. С другой стороны, из-за отсутствия денег и высоких цен на оригинальный продукт казахстанцы начнут экономить, в связи с чем возрастет спрос на контрафактные запчасти. Поэтому разрешение параллельного импорта в стране и антимонопольного регулирования очень важно. Без этого борьба с контрафактом на отечественном рынке дает обратный эффект. Вроде защищаем наш рынок от контрафакта, но в то же время, на фоне высоких цен на оригинальные товары, автовладельцы вынуждены экономить и покупать контрафактные китайские автозапчасти.
- Можно ли предположить, что после отмены карантина на авторынке возникнет дефицит запчастей?
- Вполне возможно, что первое время будет дефицит на автозапчасти. Перед закрытием границ и наступлением ЧП многие дилеры уже начали регулировать рынок, продавали только в розницу, исключив оптовиков. Сейчас вследствие того, что закрыта граница с Китаем, выросли цены даже на контрафактные автозапчасти. Если раньше разница между оригиналом и контрафактом была двукратной, сегодня она уменьшилась на 30%.
- Какую работу проводит ассоциация для поддержки автодилеров в период кризиса?
- Основной вопрос, который мы поднимаем в последнее время, касается освобождения их от уплаты налогов на пенсионные социальные платежи в рамках фонда заработной платы. Сегодня такие отчисления для ТОО составляют около 35% затрат. То есть для того, чтобы выплатить зарплату в 200 тысяч тенге, нужно перечислить около 70 тысяч тенге в виде соцплатежа. Это большая сумма. Правительство освободило определенные виды бизнеса от данного платежа. Сюда попали розничная торговля и юридические услуги. Однако не вошли оптовая торговля, бухгалтерские услуги, консалтинг и многое другое. Сегодня мы добиваемся их включения в этот список.