USD 445.84₸
EUR 490.47₸
RUB 5.73₸
BRENT 24.93$ ↓ -5.66%
BTC 6396.00$ ↑ +0.049
ETH 133.17$ ↑ +0.040
LTC 39.29$ ↑ +0.024
Курсы валют в Казахстане
Новости Казахстана - Капитал.кз
ГлавнаяЭкономикаТекстильные компании вынуждены выживать за счет экспорта

Текстильные компании вынуждены выживать за счет экспорта

Отечественные ткани больше востребованы в Италии или Германии, чем на внутреннем рынке

Текстильный комбинат полного цикла AZALA Textile, расположенный в Шымкенте, 90% своей продукции отправляет на экспорт. Дело в том, что отечественные ткани больше востребованы в Италии или Германии, чем на внутреннем рынке. Например, Министерство обороны РК отказывается от закупок отечественного постельного белья в пользу российских и украинских изделий, рассказал в интервью корреспонденту «Капитал.kz» глава наблюдательного совета группы компаний «Azala»  Бауржан Джамалов.

Плачевное состояние казахстанской легкой промышленности на днях стало темой для дискуссии в сенате. На грани банкротства оказался самый крупный комбинат по производству кожаных и меховых изделий в Семее. Из-за проблем с финансированием у предприятия появились долги, а затем начало простаивать производство, где установлено дорогое оборудование. Сейчас комбинат выживает только за счет переработки сырья.

Текстильный комбинат AZALA Textile из Шымкента, который обеспечен собственным сырьем, производит хлопчатобумажную продукцию и имеет достаточно мощностей для того, чтобы обеспечить больницы и армию любой готовой продукцией. Однако в Минздраве отдают предпочтение импортному белью: из 100 тысяч коек в больницах лишь 450 застелено казахстанским постельным бельем.

Руководство текстильной компании жалуется на  существующую сложность с оф-тейк контрактами, которая связана с тем, что постоянно меняются условия государственного заказа на закуп постельного белья. В этом году Минобороны отменило 5-летний контракт на покупку современного обмундирования у AZALA Textile. В министерстве заявили, что не устраивает качество выпускаемой в стране продукции. В итоге специфическое спецобмундирование для армии закупается у российских, белорусских и китайских производителей, что ухудшает состояние текстильной промышленности.

«Продукция  нашей компании полностью соответствует всем международным стандартам. Мы применяем материалы рип-стоп, включая полиэстер и полиэкранную ткань на абсолютно новом оборудовании, которое позволяет сшить такое же обмундирование, как это делает российская компания «Чайковский» или белорусский производитель «Моготекс», у которых Минобороны закупает текстильные и обувные изделия», – рассказал Бауржан Джамалов.

- Есть мнение, что цены на казахстанскую униформу сегодня завышены. Так ли это?

 - Это исключено. Действующие цены даже с учетом девальвации не меняются много лет и по факту уже занижены. Наш комплект зимней военной формы стоит порядка 18 тыс. тенге. Это достаточно комфортная цена для Минобороны. Однако по итогам прошлого года мы поставили в нашу армию продукции всего на 1,5 млрд тенге из запланированных 15 млрд тенге. Сюда не входит постельный  комплект для солдат, по этой линейке мы ничего не поставили. Наши солдаты спят на белье из других стран.

- Могут ли ваши казахстанские конкуренты обеспечить армию обмундированием или бельем? 

- Сложно сказать. Минобороны не сообщает, где закупает  постельное белье или обмундирование. Эта информация засекречена. При этом в ведомстве подчеркивают, что не покупают отечественную ткань, а приобретают только готовые изделия. Получается, что любой трейдер может купить дешевые ткани в Китае или Узбекистане, а на выходе будет готовая продукция «made in Kazakhstan». Вот и все.

- Насколько вам удобно работать в Таможенном союзе?

- Я не стану говорить про всю экономику ЕАЭС. Однако в части гособоронзаказа ни одна казахстанская компания не может поставить ни одну пару обуви или один погонный метр ткани в  Министерство обороны России, Беларуси или Кыргызстана. Однако наше Минобороны импортирует обмундирование, финансируя экономики других государств.

- Удается ли вам восполнять потери на внутреннем рынке за счет экспорта продукции?

- Мы уже 14 лет на рынке и практически вся наша ткань уходит на экспорт. Большой объем поставляется в Италию, Германию и в Литву, где европейцы уже сами накладывают свой рисунок на нашу ткань. По факту 99% выпускаемой продукции уходит на экспорт и лишь 1% на внутренний рынок. Наши суровые ткани принимают в Европе, качество нашей продукции устраивает всех за рубежом.

- Сколько зарабатывает компания за счет экспортной ориентированности?

-Мощность предприятия – 100 тысяч погонных метров ткани в месяц. В денежном выражении  это в пределах 1,5- 2 млн евро в месяц.  Это очень хороший доход, но мы всерьез заинтересованы внутренним рынком. Мы производим махровые изделия, которые по качеству могут конкурировать с Zara Home.

- Насколько текстильный бизнес может быть прибыльным сегодня с учетом озвученных проблем? 

- Мы сами выращиваем хлопок и перерабатываем на своих фабриках. Сейчас в Шымкенте у нас идет строительство еще одного комбината. Это будет единственный производитель совковой и межевой пряжи. Этот бизнес достаточно перспективный, если делать стопроцентную линейку в рамках госзаказа. Тогда ты получаешь гарантированный рынок сбыта. Это лучше, чем регулярно рисковать, ориентируясь лишь на один экспорт.

Тем временем в сенате кожевники призвали депутатов обязать казахстанские обувные фабрики закупать местную кожу. По их словам, сырья в стране много. Каждый день в Казахстане забивается 3 млн голов крупного рогатого скота и 9-10 млн мелкого. К примеру, из одной шкуры коровы можно сшить до 15 пар обуви. Несмотря на это, некоторые обувные фабрики закупают более дешевое сырье из Китая и других стран, которое зачастую оказывается вредным для здоровья детей и взрослых.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели