Как государство планирует сдерживать цены на продукты

Ценовая стратегия

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Владимир Третьяков

Фото: Владимир Третьяков

Государство при запуске механизмов для сдерживания цен на продукты не должно превращать антимонопольные органы в карательные. В то же время льготное  финансирование не решит проблему роста цен, считают эксперты. На днях министерство торговли и интеграции предложило ряд мер, которые должны привести к кардинальным изменениям существующих механизмов установления предельных цен. Реструктуризация коснется как оценки эффективности работы местных властей, так и формирования и использования стабилизационных фондов. По мнению министра торговли и интеграции Бахыта Султанова, недостаточная активность акиматов по мониторингу цен и принятию оперативных мер стала одной из причин низкой эффективности инструментов по их сдерживанию. «Ни один акимат не принял процедуры по установлению предельно допустимых цен и установленных законом мер воздействия на торговые объекты», – заявил министр на заседании правительства в середине текущей недели.  

О низкой эффективности стабилизационных фондов на сдерживание цен говорил в свою очередь президент страны Касым-Жомарт Токаев, потребовав обеспечить переход от малоэффективной практики создания натуральных резервов социально значимых продуктов в региональных стабфондах к альтернативным инструментам. То есть их формирование и использование требует кардинальных изменений. При этом на счетах и депозитах стабфондов имеются 3 млрд тенге свободных средств, ранее выделенных из бюджета для осуществления закупа товаров.

Одним из альтернативных инструментов стабфондам министр называет механизм стимулирования торговых сетей по «принятию обязательств сдерживания цен через льготное финансирование».

«Мы назвали данный механизм «оборотной схемой» и не раз призывали регионы активно использовать его. Однако этот инструмент, кроме Нур-Султана и Алматы, нигде не используется. На практике самым действенным механизмом сдерживания цен по-прежнему являются меры по защите конкуренции рынка. Но антимонопольные органы начали его активно применять только после критики президента», – отметил Бахыт Султанов.

По данным министерства торговли и интеграции, антимонопольным органом в прошлом году было направлено 198 уведомлений, в том числе 83 в торговые сети. Из них исполнено 182, в том числе 75 торговыми сетями. Это позволило относительно стабилизировать цены: за декабрь прошлого года они выросли всего на 0,1%. Хотя в соответствующем месяце предыдущего года этот показатель составлял 1,4%.

Кроме стабилизации цен в планах министерства насытить внутренний рынок отечественными продуктами. Пока сохраняется высокая импортозависимость, а восемь товаров находятся в группе риска. По ним доля импорта составляет более 15%. Как показала практика, отметил Бахыт Султанов, даже небольшой дефицит товара в 5-7% может привести к росту цены в 1,5-2 раза из-за спекуляций.

«Министерством торговли и интеграции проведены встречи со всеми ассоциациями производителей социально значимых товаров. Итоги встреч показали, что у Казахстана имеется большой потенциал по наращиванию производства практически по всем продовольственным товарам», – отметил Бахыт Султанов.

Одним из способов сдерживания цен министерство называет и создание в стране эффективной товаропроводящей системы. На сегодня министерством совместно с государственными органами и институтами развития ведется работа по их созданию. В рамках проекта планируется создать 15 агрологистических центров, которые будут находиться вблизи производителей и осуществлять сбор, хранение и первичную обработку товаров. Планируется создать сеть оптово-распределительных центров, которые станут местом встречи производителей и покупателей. Таким образом сформируется система современных оптовых рынков и оптимизируется логистика доставки товаров.

«Необходимо привлечение общественности для мониторинга цен и развития электронной торговли. В декабре прошлого года запущено мобильное приложение для мониторинга цен PRICE SCANNER в Караганде. Все данные о ценах основаны на информации от граждан, – заявил Бахыт Султанов. – Помимо этого, проводится работа по запуску электронных торговых площадок. К примеру, сегодня созданы такие площадки, как Оңай Базар, Happy food Astana, которые позволят оптимизировать цепочку поставок продукции от производителя до потребителя и повысить доступность товаров для населения».

Ни кнута, ни пряника

Управляющий директор финансово-инвестиционной компании Osquared Capital Тимур Омоев считает, что правительство через антимонопольные органы должно поддерживать конкуренцию на рынке и наказывать игроков, злоупотребляющих своим доминирующим положением. При этом государству нужно решить непростую задачу по качественному и эффективному исполнению этой функции. В том числе по обеспечению неотвратимости чувствительных штрафных мер по отношению к действительно провинившимся сторонам, без превращения антимонопольных органов в карательные и (или) коррупционные.

«Использование как административных мер, так и льготного финансирования не решит проблему роста цен. В лучшем случае эти шаги не окажут существенного долгосрочного и сохраняющегося воздействия на уровень цен, а в худшем – приведут к компенсационному росту цен на товары, не включённые в список социально значимых, и, вероятно, к росту коррупции в этой сфере. На мой взгляд, в краткосрочном плане адресная социальная помощь уязвимым слоям населения была бы более эффективным решением проблемы роста цен на продовольствие. В долгосрочной перспективе можно отметить важность обеспечения честной конкуренции на рынке и роста производительности труда», – сказал Тимур Омоев.

Он также напомнил, что политика импортозамещения была популярна в Латинской Америке и в Африке в 1950-1980-х годах. В Казахстане реализовать политику импортозамещения за счет государственной поддержки отечественных производителей, не повышая таможенных тарифов на импортную продукцию, будет дорого и неэффективно.

«Не отвлекаясь на обсуждение теоретических аргументов в пользу этой экономической политики и ее негативных практических последствий, отмечу, что практически везде она провалилась. Импортозамещение во многом противоречит целям сдерживания текущего роста цен. Более того, отвлекая административные и финансовые ресурсы на их сдерживание, государство по определению тратит меньше средств на образование, медицину, транспортную инфраструктуру и другие сферы, повышающие производительность труда и доходы населения», – говорит Тимур Омоев.

Он согласен  с тем, что электронные торговые площадки могут оптимизировать цепочки поставок продуктов. Если со стороны казахстанских потребителей будет достаточный спрос на эту информационную услугу, число подобных приложений будет увеличиваться. В свою очередь команды разработчиков предусмотрят способы заработка на своих приложениях: кто-то будет размещать рекламу, кто-то – распространять свои приложения на платной основе, а кто-то, не взимая оплату с рядовых пользователей, будет собирать и продавать big data заинтересованным сторонам, таким как магазины, оптовые дистрибьюторы и, возможно, государственным органам. В итоге в этой нише останутся самые удобные и эффективные приложения, которые помогут потребителям «голосовать ногами» и выбирать магазины, которые предлагают оптимальное для каждого конкретного покупателя соотношение цен, месторасположения, качества сервиса.

«Но опять же не вижу здесь места для государства. Этот сектор, как и большинство других, должен развиваться на рыночных принципах, на основе частной инициативы и за счет частных инвестиций. Возможность видеть, какие цены установлены в магазинах, может быть интересна многим покупателям, но это не значит, что на эти цели следует тратить ресурсы государства. В казахстанских версиях App Store и Google Play уже существует несколько приложений-агрегаторов цен, включая упомянутый PRICE SCANNER», – отметил Тимур Омоев.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Новости партнеров: