К середине декабря этого года общая сумма одобренных заявок на возмещение части затрат экспортеров обработанных товаров составила 3,2 млрд тенге от 110 компаний. Всего оператору – компании «QazIndustry» – поступило 578 заявок от 350 компаний-экспортеров переработанной продукции.
В Казахстане активных субъектов несырьевого экспорта чуть больше 400. От них поступило 578 заявок, и 433 из них касались новой нормы, введенной РК в конце октября этого года, – возмещение затрат, связанных с доставкой товаров железнодорожным, воздушным, автомобильным, морским транспортом и по организации перевозок, 145 заявок по продвижению товаров. Согласно новым поправкам в«Правила возмещения части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности по продвижению отечественных обработанных товаров, перечня отечественных обработанных товаров, по которым частично возмещаются затраты по их продвижению, компенсируется до 50% всех затрат экспортеров на перевозку всеми видами транспорта. А это с учетом не совсем выгодной локации Казахстана и значительного расстояния до рынков сбыта играет едва ли не ключевую роль в обеспечении ценовой конкурентоспособности наших товаров. Особенно для МСБ, ставку на который сделали в кабмине.
К тому же для выхода на новые рынки казахстанским экспортерам необходима сертификация продукции. В этой связи государством оказывается поддержка по возмещению затрат отечественным предприятиям на сертификацию, которую они проходят, выводя свою продукцию за рубеж. За 2019 год заявки подали 264 компании со всего Казахстана, и на сегодня уже получили возмещение 60 компаний. Как рассчитывают в министерстве торговли и интеграции, эффект от реализации механизма возмещения затрат можно будет увидеть в следующем году.
Кроме того, в текущем году через оператора сервисной поддержки – Внешнеторговую палату Казахстана – заявки подали 242 экспортера, и было проведено 83 мероприятия. Общая сумма экспортных контрактов составляет более $273 млн. В условиях высокой конкуренции, благодаря государственной поддержке, экспорт отечественной продукции расширяется.
«Наша задача – развитие текущих инициатив предпринимателей и поиск новых рынков для отечественной продукции, – говорит председатель правления Внешнеторговой палаты Казахстана Аян Еренов. – Продвижение экспортной продукции — это важный элемент поддержки предпринимательства для Правительства РК. Внешнеторговая палата Казахстана, при поддержке Минторговли, реализует инструменты сервисной поддержки экспорта. Стимулирование товаропроизводителя позволило достичь значительных результатов».
Начать и углубить
Для того чтобы выйти на новые рынки казахстанской продукции, в первую очередь изучаются текущие и потенциальные транспортные маршруты, куда отечественные экспортеры могут доставить ее физически. Также изучаются рынки потребления: какая страна, сколько и к какой продукции показывает спрос. Определение, что Казахстан производит, либо может производить – это второй шаг в поиске внешних рынков сбыта. Как подчеркнули в МТИ, анализируются текущий и потенциальный объемы отечественного производства, накладываются транспортные расходы, сертификация, стоимость всех акцизов и пошлина.
«Третьим шагом является определение товарных групп, сравнение цен на рынках сбыта со стоимостью отечественных товаров с учетом всех расходов. Таким образом, можно увидеть конкурентоспособность товара. Далее мы измеряем объем потребления товарных групп, по которым у казахстанской продукции есть ценовое преимущество, и формируем список казахстанских компаний, которые данную продукцию производят. Четвертый шаг – рабочие встречи с каждым из производителей», – говорит Аян Еренов.
«Никто не ждет нашу продукцию просто так, надо ее целенаправленно продвигать на полки за рубежом, – подчеркнул вице-министр торговли и интеграции Азамат Аскарулы. – В МТИ, в рамках Дорожной карты продвижения несырьевого экспорта товаров и услуг, определены возможные барьеры, как внутренние, так и внешние. С одной стороны, снижением внутренних барьеров мы стимулируем производителей к выпуску переработанных товаров высокого качества, востребованных на внешних рынках, с другой, прилагаем максимум усилий, чтобы нашим экспортерам не ставили «подножки» уже за рубежом. В следующем году Минторговли запустит программу экспортной акселерации с привязкой к торговым миссиям за рубежом. В том числе и с учетом современных возможностей сбыта наших товаров через электронные торговые площадки».
Трудности перевода
Немаловажную роль в развитии и продвижении экспорта несырьевых товаров и услуг играют техническое регулирование и стандартизация, используемые во всех странах как инструмент обеспечения безопасности, качества и конкурентоспособности продукции.
«Некоторые процедуры оценки соответствия осуществляются до выпуска продукции в обращение на рынок: декларирование соответствия, сертификация, государственная регистрация. А другая часть процедур происходит во время обращения продукции на рынке (инспекция, госконтроль). Требования к продукции и процедурам оценки в каждой стране свои, и они различаются. Многие страны требуют приводить продукт в соответствие нормам международной сертификации, процедура оформления которых достаточно длительная, трудоемкая и затратная, и экспортер должен учитывать это при разработке экспортного плана», – отмечает вице-министр торговли и интеграции.
Как сообщило МТИ, чтобы обеспечить казахстанских экспортеров необходимыми условиями для успешного выхода на рынки приоритетных стран, в текущем году в рамках национального плана стандартизации в Казахстане было адаптировано 177 национальных стандартов Китая и 616 международных стандартов, применение которых позволит казахстанской продукции соответствовать требованиям стран-импортеров.
Чтобы упростить работу бизнесу, составлены отчеты по особенностям техрегулирования и доступа на рынки по 5 ключевым экспортным направлениям, выбранным совместно с НПП и предпринимателями: Китаю, Турции, ОАЭ, Ирану и Германии. И перевели на русский язык 1216 «импортных» нормативных актов и стандартов по 229 видам продукции (из них пищевая – 137, органическая – 30, химическая – 33, металлургия – 12, машины и оборудование – 17).
Представители отечественного бизнеса в свою очередь считают, что действующие инструменты поддержки являются стимулом для увеличения экспансии экспортного рынка. «Мы активно используем инструменты поддержки экспортеров. Конечно, данные меры способствуют увеличению продаж. Несмотря на то, что основная часть экспорта продукции нашего завода осуществляется в Россию, мы сталкиваемся с проблемой обязательной аттестации продукции в специализированных организациях. Альтернативным вариантом решения нашей проблемы могло бы быть внесение в перечень возмещаемых затрат пункта «возмещения затрат экспортеров, связанных с проведением типовых, лабораторных испытаний, необходимых для подтверждения соответствия продукции нормативным требованиям государственных организаций (аттестации)». Также предлагаем на межгосударственном уровне обсудить вопрос принятия сертификатов соответствия одной страны в другой», – отметил заместитель директора департамента по экспорту УК ТОО «Alageum Group» Даулет Алдыбаев.