Все больше экспортеров несырьевых товаров заинтересованы в поддержке государства в виде возмещения затрат. При этом частой критике ими подвергался бюрократизм всех процедур одобрения заявок и процедуры доказательств соответствия всем имеющимся критериям. Почему в Правила возмещения за неполный год с момента принятия уже два раза вносились поправки, и действительно ли второй пакет изменений стал более выгодным для экспортеров, рассказал заместитель председателя правления АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта «QazIndustry» Айдар Какимжанов.
- Айдар, правила возмещения части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности по продвижению отечественных обработанных товаров менялись за свое недолгое существование – буквально меньше чем за год – два раза. Это вызывало и недоумение, и критику экспортеров, и не только у них. Поправки, спустя семь месяцев, что-то кардинально изменили?
- Здесь все-таки подчеркну, что решение разработать и принять 2-й пакет поправок в Правила стало результатом первого опыта приема заявок на компенсации. Заявки начали принимать с 29 апреля прошлого года, еще до образования министерства торговли и интеграции (МТИ). И да, почти сразу проявились проблемы с документами: оказалось, что перечень слишком мудреный: сертификаты СТ-КЗ, СТ-1 с актами экспертизы, справки и т.п. Многие экспортеры не могли заявить и подтвердить, что являются производителями готовой продукции. То есть процесс получения господдержки оказался настолько тяжелым, что предприниматели просто не смогли преодолеть этот бюрократизм.
Оптимизировать перечень требований документов с привязкой к каждому виду возмещаемых затрат попытались в июле прошлого года, когда Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК (администратор на тот момент) инициировало 1-й пакет изменений. Второй пакет поправок в октябре 2019 года был принят уже МТИ. Тогда ему передали полномочия и компетенции в части развития и продвижения несырьевого экспорта от Мининдустрии. И вот со вторым пакетом процесс принятия заявок на компенсации пошел более активно. По сути, за два месяца треть от всех экспортеров смогли подать заявки и получить компенсации. Я понимаю критику в отношении несовершенства правил, конечно. Я согласен с тем, что, прежде всего, все свои инициативы, тем более которые реально улучшают положение экспортера, надо хорошо разъяснять и доносить. Для обратной связи и оперативных консультаций в мессенджерах Telegram и WhatsApp созданы чаты.
- Так в чем же заключались такие «рабочие» поправки?
- В выгодности и простоте. Например, вторым пакетом увеличили операционный цикл возмещения затрат с 24 до 32 месяцев. Повысили до 40% компенсации по продвижению, расширили виды транспортировки и предусмотрели доставку до конечного пункта назначения. Но главное – упростили перечень документов, подтверждающих страну происхождения товара. Сейчас QazIndustry совместно с МТИ работает над реализацией поручения президента по градации лимитов возмещения в зависимости от уровня передела товара: нижний передел – 30%, средний передел – 50%, высокий передел – 80%. Это войдет в третий пакет поправок в Правила. Самое главное во всех процессах изменений, что они основаны не на теоретических изысканиях, а стали результатом плотной работы госорганов с предпринимателями. Бизнес активно вовлечен в процесс совершенствования инструментов государственной поддержки. Понятно, что бизнесу чем больше и проще, тем лучше. Но мы ищем баланс между их желаниями и разумными возможностями государства. Все-таки мы работаем с бюджетными средствами и ответственность за их эффективное освоение у нас обоюдная, я бы даже сказал национальная. Поэтому все должно быть прозрачно и эффективно для каждой из сторон.
- Сегодня этот вопрос наверно один из самых популярных. Насколько эффективно осваиваются государственные средства? Какого именно эффекта мы ожидаем от экспортеров?
- По итогам прошлого года возмещено 179 заявок от 139 предприятий на сумму 3,9 млрд тенге. 139 компаний – это 30% от общего числа всех активных экспортеров страны. Думаю, что пока рано говорить об общей эффективности: и года не прошло с начала запуска инструмента. Но у нас есть информация с экспортного рынка, и мы проводим совместный анализ по экспортерам, которые уже получили возмещение.
Есть данные о том, что 44% экспортеров увеличили объемы экспорта продукции в натуральном выражении в среднем на 41% (наибольшее увеличение у предприятий пищепрома, машиностроения и стройматериалов). 33% – вышли на рынок ЕАЭС и третьих стран (производители муки и кондитерских изделий, машиностроения и металлургической промышленности). 23% – наладили выпуск новых видов товаров в пищевой промышленности и машиностроении.
- По каким направлениям замечена экспортная активность?
- Основная масса экспортеров торгуют на рынках приграничных стран. Есть и те, кто экспортирует в Швейцарию, Бангладеш, Ирландию, Бахрейн, Оман. 74% из опрошенных компаний планируют с помощью возмещения выйти на новые рынки: в Европу, на Ближний Восток, Юго-Восточную Азию, США и др. Убежден, что при эффективном использовании финансовых вливаний через меры государственной поддержки предприятия смогут увеличить производительность труда, объемы производства и экспорта. А государство получит дополнительные налоговые отчисления, что в целом даст еще один импульс для развития национальной экономики.
- А много ли экспортеров обращаются за возмещением, и как повлияли пандемия коронавируса и карантин на работу в целом?
- Да, конечно, в первом квартале текущего года пандемия обвалила объемы нашего экспорта, были разорваны цепочки поставок с покупателями из-за введенного карантина в странах: полностью или частично приостанавливалась деятельность промышленных предприятий. В условиях карантина все заявки от бизнеса принимались онлайн через портал export.gov.kz. По решению МТИ был продлен период приема заявок с 1 июня до 23 ноября 2020 года.
На сегодняшний день в QazIndustry экспортерами было подано более 500 заявок. Причем, что радует, более половины заявок от предпринимателей, которые ранее никогда к нам не обращались. Это означает, что господдержка работает! Уже подписано соглашений на сумму более 1 млрд тенге.
Учитывая, что границы только открылись, мы ожидаем, что основной объем освоения будет реализован в III-IV квартале текущего года.
Для поддержки экспортеров в этом году государство выделяет около 7,8 млрд тенге.
Учитывая ожидаемые изменения в Правила и экономический интерес со стороны экспортеров, мы уверены, что данная сумма будет полностью эффективно освоена.
- Все экспортеры могут претендовать на возмещение затрат?
- Производители переработанных товаров, входящих в перечень, по которым частично возмещаются затраты, и их дочерние компании-реализаторы – да.
- В общем, предусмотренную помощь получить от государства непросто?
- И сложно, и легко одновременно. Есть четкие критерии к предпринимателю и такой же четкий перечень документов, который необходимо предоставить для получения возмещения затрат. Назову основные причины, по которым можно не соответствовать.
Первое – по критериям. Это значит, что производимый товар либо не входит в утвержденный перечень, либо это не предусмотренные затраты, либо компания имеет задолженность по налогам и аффилированность с государственным участием.
Второе – это неполный пакет документов. Например, договоры без приложений, отсутствуют платежные поручения, подтверждающие свои затраты и другие финансовые расходы. Третье – технические ошибки, то есть неправильно заполненная заявка или несоответствие указанных данных с приложенными документами. Но предприниматель имеет право устранить замечания и подать заявку повторно.
Есть еще одна причина отказа – заявитель является не производителем и не связанной с производителем компанией, а независимым трейдером. В этом случае выплата компенсаций не производится.
- Кто принимает решение о возмещении?
- Решение о возможности возмещения затрат в каждом отдельном случае принимается коллегиально – на межведомственной комиссии при министерстве торговли и интеграции. Далее заключается Соглашение между МТИ и заявителем, на основании которого происходит возмещение затрат, перечисление средств заявителю.