О результатах работы свободных экономических зон в последние годы, факторах, влияющих на их развитие, и о том, какие инструменты можно задействовать, чтобы интерес к СЭЗ не угасал – в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал председатель правления «QazIndustry» Берик Бекенов.
- Берик Темиргалиевич, насколько сегодня востребованы специальные экономические зоны?
- Сегодня в мире функционируют свыше 5 тыс. специальных экономических зон. Но всего 300 из них, то есть не более 1%, отличаются эффективностью. Одной из самых успешных в мире считается СЭЗ «Джуронг» в Сингапуре, которая состоит сразу из нескольких индустриальных зон: морского порта, нефтехимического парка, индустриального парка и других. Эта свободная экономическая зона обеспечила создание более 25 тыс. рабочих мест. А промышленность «Джуронга» с объемом производства в $81 млрд составляет опору экономики Сингапура. При этом правительство страны и по сей день ведет работу по дальнейшему развитию аналогичных площадок.
-В Казахстане тоже работают СЭЗ. Как там сегодня обстоят дела?
- В Казахстане действует 13 СЭЗ. История некоторых из них насчитывает не более трех лет. Самой «старой» – 15 лет. Это совсем немного для реализации столь глобальных проектов. В Сингапуре, ОАЭ и Китае этот процесс занимал несколько десятилетий. СЭЗ – это долгосрочные проекты, требующие комплексного подхода в их развитии, все не исчерпывается только созданием индустриальных площадок. Здесь и предоставление особого налогового и таможенного режимов, и целый ряд дополнительных факторов, включая стабильность законодательства и благоприятную внешнюю рыночную конъюнктуру.
-Тем не менее в других странах за 30 лет СЭЗ добились успеха. Чем мы хуже?
- Вопрос не в том, чем мы хуже, а в том, на каком историческом этапе развития мы находимся и как эффективно используем свои сильные стороны, ресурсы, как нивелируем особенности, обусловленные географическим, экономическим и историческим бэкграундом.
Казахстанские СЭЗ создавались в разное время, к примеру, первые ласточки – это «Оңтүстік» и «Астана – новый город», образованные в начале 2000-х годов, практически полностью сформированы и успешно функционируют. Соответственно сейчас у них высокие показатели по привлеченным инвестициям и созданным производствам. Другие СЭЗ находятся на разных стадиях развития, но в целом идет поэтапное наполнение проектами.
Принимая во внимание мировые ошибки, мы ориентируемся на опыт наиболее успешных зон, таких как Шеннон (Ирландия, с 1959 года), Шэньчжэнь (КНР, с 1979 года), Гаосюн (Тайвань, с 1966 года), Манаус (Бразилия, с 1967 года), Масан (Южная Корея, с 1970 года), Баян Лепас (Малайзия, с 1972 года). Эти зоны были очень успешными и привлекли большое количество иностранных и отечественных инвесторов. Они послужили образцом для распространения концепции свободных промышленных зон по всему миру.
Существуют тренды, требующие нового взгляда на развитие СЭЗ в глобальной перспективе, выходящие за рамки внутренних экономических условий. При этом нужно учитывать интеграцию в глобальные производственные сети и цепочки поставок и неравномерную концентрацию инновационного производства и новых технологий. Конкурентные преимущества и выгодные глобальные связи определяют список победителей и проигравших, успешных или не очень успешных СЭЗ. Это фундаментальная задача, стоящая перед любым новым игроком, выходящим на арену в борьбе за инвестора. В свою очередь мы будем делать все для выведения наших СЭЗ в число наиболее конкурентных промышленно-инвестиционных площадок мира. Нужно время для стабильного следования нашему курсу.
- Так можно ли считать СЭЗ эффективным экономическим инструментом в стране?
-Не раз упоминалось, что организация специальных экономических зон слишком затратная. Однако за все время их действия на 1 бюджетный тенге, вложенный в инфраструктуру СЭЗ, в обрабатывающую промышленность страны было привлечено 3,4 тенге частных инвестиций. За период с 2002 по 2020 год общий объем привлеченных инвестиций за эти годы составил 3,7 трлн тенге, объем выпущенной продукции – 3 трлн тенге. Ассортимент выпускаемой продукции компаниями-участниками СЭЗ расширен до 136 видов наименований. Это локомотивы, электровозы, приборы ночного видения, трубы премиум-класса, хлопковая целлюлоза, полипропиленовая нить и другие виды товаров.
Сегодня на территории всех 13 СЭЗ в Казахстане зарегистрировано свыше 700 компаний-участников. Из них 180 уже активно работают, остальные на разном этапе развития – от стадии проектирования, привлечения финансирования, строительства и самого производства. Кроме этого, СЭЗ обеспечивают дополнительную занятость в стране, более 24 тыс. рабочих мест. Все это показатель эффективности.
- Какие успешные казахстанские СЭЗ вы могли бы назвать?
- Из наиболее активных могу назвать СЭЗ «Оңтүстік» в Шымкенте. Здесь выпускают ковры, пряжу, текстиль и текстильную продукцию, обувь, носочно-чулочные изделия и многое другое. Совокупный объем производства двух ковровых фабрик «Бал текстиль» и «Назар текстиль», расположенных на территории СЭЗ, составил более 6 млн кв. м. ковровых изделий в год. Чтобы вы представляли, это несколько тысяч футбольных полей. Сегодня участник «Бал текстиль» выполняет заказы для IKEA и экспортирует продукцию более чем в 10 стран мира. Сейчас СЭЗ «Оңтүстік» готовится к новому этапу – открытию крупного химического завода по производству полипропилена и иной продукции химической отрасли. А на базе СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» создан логистический кластер нового поколения. Здесь планируется реализация 16 проектов на общую сумму 431,9 млрд тенге.
- Что вы скажете о развитии СЭЗ в столице?
- «Астана – новый город» – одна из первых СЭЗ в стране, за счет нее формировался современный город. В свое время льготы привлекли участников строительной индустрии, и за короткие сроки были построены многочисленные жилые и социальные объекты, образовался совершенно новый административно-деловой и культурный центр на левом берегу Нур-Султана. Объем частных инвестиций в развитие левобережья составил порядка 2,6 трлн тенге, при этом на этапе строительства было создано более 7 тыс. рабочих мест и введено в эксплуатацию 50 предприятий.
Преимуществами СЭЗ «Астана – новый город» является сформировавшийся участок, территория Индустриального парка №1, где расположились более 50 действующих участников и 33 участника на стадии реализации. Предприятия выпускают уникальную продукцию: тепловозы, электровозы, пассажирские вагоны, приборы, аффинаж золота, мебельную продукция, строительные материалы и оборудование.
Из-за пандемии короновируса и обострения ситуации предприятие ТОО «Казахстан ASELSAN инжиниринг» переквалифицировало свою деятельность и стало выпускать аппараты искусственной вентиляции легких.
Также необходимо отметить, что сумма налоговых поступлений участниками СЭЗ за все время составила 82,5 млрд тенге, так, за счет выплаченных налоговых средств действующих предприятий в бюджет полностью окуплено строительство инфраструктуры ИП №1, на которое было выделено 22,8 млрд тенге. СЭЗ «Астана – новый город» пользуется большой популярностью среди инвесторов.
Индустриальный парк №1 практически полностью заполнен проектами (97% территории освоено), на сегодняшний день активно ведется работа по подготовке новой площадки для инвестиционных проектов. Это индустриальный парк №2, территория которого составляет 433 га. Учитывая статус города, а также его географическое расположение, наличие инфраструктуры и прочих ресурсов, СЭЗ «Астана – новый город» – наиболее привлекательная площадка для потенциальных инвесторов.
- Почему на территории наших СЭЗ низкая заполняемость проектами?
- В Казахстане существует проблема отсутствия потенциальных рынков сбыта. Каждый инвестор при создании нового производства, в условиях быстрой смены конъюнктуры рынка ориентируется на наличие спроса на продукцию. Казахстан в отличие от стран-соседей, Китая, России, имеет сравнительно малую плотность населения при небольшом объеме рынка.
- Какое есть решение?
- Развивать экспорт. Для этого мало только создания и предоставления площадок даже с готовой инфраструктурой и специальным налоговым и таможенным режимами. Привлекательность СЭЗ для инвесторов обусловлена еще наличием доступности сырья, дешевой рабочей силы, развитой транспортной инфраструктуры. Казахстан не имеет открытого выхода к международным морским портам. А как известно, все успешные зарубежные СЭЗ располагаются в основном в странах океанической части Юго-Восточной Азии. То есть там этот вопрос не стоит в принципе. Мы надеемся, что эти проблемы позволит решить реализация госпрограммы ГПИИР-3.
-То есть?
- На сегодня в рамках индустриализации для экспортно ориентированных предприятий, в том числе и компаний-участников СЭЗ, предусмотрен целый ряд мер государственной поддержки. Компании могут возместить затраты, связанные с доставкой товаров на внешние рынки, с рекламой за границей, с участием в зарубежных выставках, ярмарках, фестивалях, арендой складов, торговых помещений, что позволяет предприятиям быть конкурентоспособными.
В третьей программе индустриализации предусмотрены новые механизмы поддержки эффективных экспортно ориентированных предприятий, так скажем, «драйверов», выпускающих товары средних и верхних переделов, то есть с высокой добавленной стоимостью.
Кроме того, госпрограммой третьей пятилетки предусмотрены такие меры поддержки – промышленный грант на модернизацию и создание новых производств, продвижение казахстанских брендов, возмещение части затрат на маркировку товаров, маркетинговые исследования и многое др. Полагаю, что комплексная государственная поддержка бизнеса в конечном итоге придаст хороший импульс развитию СЭЗ.
- Какие планы в обозримом будущем?
- В ближайшие три года на территориях 13 СЭЗ планируется реализовать 142 проекта на общую сумму 3 трлн тенге с созданием более 10 тыс. постоянных рабочих мест. В СЭЗ существуют все необходимые льготы. Резиденты не платят корпоративный, земельный и имущественный налоги. Ставка НДС на товары, реализуемые на территории СЭЗ – 0. Сырье, которое завозят производители, не облагается таможенными пошлинами. К земельным участкам подводится вся необходимая инфраструктура. Участки предоставляются бесплатно на весь период режима СЭЗ. Участники также освобождены от уплаты аренды и земельного налога.