USD
522.63₸
-2.030
EUR
548.66₸
-1.550
RUB
5.07₸
-0.020
BRENT
73.35$
-0.330
BTC
102916.00$
-3071.000

Минздрав РК: Рецепты сокращения неэффективных трат

Как в Казахстане будут решать вопрос недофинансированности сферы здравоохранения

Share
Share
Share
Tweet
Share
Минздрав РК: Рецепты сокращения неэффективных трат- Kapital.kz

Снижение количества неэффективных госпитализаций приведет к постепенному сокращению затрат на дорогостоящую стационарную помощь в пользу развития профилактических программ и первичного звена медпомощи. В условиях медицинского страхования данный тренд в финансировании казахстанского здравоохранения будет только укрепляться. О том, какими финансами будут подкреплены эти реформы, в интервью нашему корреспонденту рассказывает руководитель Центра экономики здравоохранения РЦРЗ Зарина Темекова.

- Минздрав намерен перенести крен расходов здравоохранения с больших трат на стационарную помощь к профилактической медицине на уровне первичного звена медпомощи. Имеются ли для этого финансовые рычаги?

- Приоритеты развития первичного звена, что включает в себя упор на профилактику заболеваний, неоспоримы и определяются тем, что с амбулаторного звена в большинстве случаев начинается оказание медицинской помощи, от качества которой зависит весь дальнейший путь пациента в системе. ПМСП, находясь в шаговой доступности, способна своевременно оказывать неотложную медицинскую помощь, тем самым способствуя снижению обращений в более дорогой стационар.

К сожалению, сегодня в структуре государственных расходов Казахстана продолжают преобладать расходы на стационарную помощь. Так, в 2017 г. на оказание стационарных услуг было направлено 53% государственных расходов на здравоохранение. В странах ОЭСР, для сравнения, на стационарную помощь направляется 34% средств государственного бюджета, 26% на амбулаторную помощь и 16% на услуги дневного стационара. В то время как в Казахстане на дневной стационар приходится всего лишь 5% государственных расходов.

Например, рассматривается возможность оказания некоторых медицинских услуг стационарного уровня в дневном стационаре или в центрах амбулаторной хирургии, соответственно оказывать эти услуги в рамках амбулаторно-поликлинической помощи, что по стоимости дешевле, чем стационарная помощь.

Вместе с тем сократится и средняя длительность пребывания больного, то есть это будет большим преимуществом и удобством и для самого пациента. Сокращение средней длительности пребывания пациента также будет способствовать снижению расходов на стационары, т. к. естественным путем будет сокращаться потребность в койках.

Кроме того, при правильном совершенствовании лекарственной политики можно также сократить расходы на здравоохранение. Например, в 2018 году министерством были проведены такие мероприятия, как централизация лекарственного обеспечения, прозрачность проведения закупок в режиме онлайн-трансляции, проведение закупа с использованием портала госзакупок, своевременная поставка лекарственных средств с начала года.

Эти мероприятия привели к тому, что увеличилась доля амбулаторного лекарственного обеспечения до 60%, сама система стала прозрачной, действует своевременное и бесперебойное обеспечение лекарственными средствами в рамках ГОБМП, поставлена работа по отправке СМС уведомлений получателям бесплатных лекарственных средств. В совокупности данные мероприятия привели к экономии в размере 54 млрд тенге. Это значит, что при грамотном менеджменте у нас есть много рычагов для оптимизации расходов.

- Угроза недофинансированности сферы здравоохранения существовала еще с советских времен. Позволит ли хотя бы частично снять напряжение введение страховой медицины и поиск «внутренних резервов»?

- В нашей стране темпы роста экономики опережают динамику государственных расходов на здравоохранение, уровень которых по отношению к ВВП имеет отрицательную тенденцию снижения с 2,6% в 2009 году до 1,9% в 2017 году. Как следствие, здравоохранение сталкивается с проблемой нехватки бюджетного финансирования. В результате население платит за медицинские услуги, предусмотренные в ГОБМП, из собственного кармана.

На сегодняшний день частные расходы населения в структуре общих затрат на здравоохранение увеличилась с 31% в 2011 году до 39% в 2017 году, данный показатель почти в два раза выше допустимого уровня 20%, который рекомендует ВОЗ. В этих условиях и было принято решение о внедрении обязательного социального медицинского страхования, что, исходя из передового международного опыта, является прогрессивным инструментом. Внедрение ОСМС позволит привлечь дополнительные ресурсы на развитие здравоохранения, сдерживать дальнейший рост бюджетных расходов, а также снизить «карманные» платежи населения.

- Скажите, население обсуждает возможности персонализированного распределения средств в условиях медстрахования. Объясните, пожалуйста, почему это собственно невозможно?

- Персональное распределение средств невозможно потому, что НАО «Фонд социального медицинского страхования» работает не по принципу накопительной системы, как, например, АО «Единый накопительный пенсионный фонд», а все сборы, поступающие в ФСМС, расходуются в тот же год на закуп медицинских услуг для населения.

Следовательно, это позволяет пациентам получать необходимое лечение вне зависимости от суммы, перечисленной в Фонд ими лично. К примеру, если добровольное медицинское страхование (ДМС) предполагает получение определенного объема медицинской помощи, ограниченного суммой отчислений работодателя за своих работников. Сверх этого лимита медицинская помощь в рамках ДМС не оказывается. Обязательное медицинское страхование не ограничивает объемы и суммы оказываемой медицинской помощи. Делая взнос в систему медицинского страхования, гражданин получает возможность при необходимости за меньшие средства получить больший по сумме пакет медицинских услуг. Следовательно, для получения полного объема медицинских услуг более целесообразно будет придерживаться принципа обязательного медицинского страхования, которая применяется в нашей стране.

Например, если пациенту потребуется стационарное лечение, он его получит в том объеме, в котором положено по протоколам лечения. В 2018 году сумма страховки составила 1414 тенге в месяц, и если пациент не имеет страховку, у него стоит выбор: либо быстро застраховаться, либо пойти в ближайшую частную медорганизацию, где за один только прием заплатят как минимум 4500 тенге. И платить страховку выгоднее, чем оказаться без плановой стационарной помощи, которая внезапно может понадобиться. Людям придется заплатить из собственного кармана гораздо большие суммы для оплаты лечения.

- Насколько велики или малы сегодняшние установленные ставки взносов и отчислений для плательщиков ОСМС? Сколько люди платят за страховку, к примеру, в Германии и что они получают за свои деньги?

- В текущих экономических условиях ставки взносов достаточно приемлемы: их размер позволяет аккумулировать необходимый пул денежных средств для становления системы обязательного медицинского страхования и не создает дополнительной налоговой нагрузки на работодателей. Нужно понимать, что, прежде чем система заработает полностью, необходимо обеспечить ее стабильность за счет запаса денежных средств.

Если рассматривать, к примеру, Германию, то здесь система также носит обязательный характер. Однако в зависимости от размера годового дохода получатель медицинской помощи может самостоятельно выбрать тип страховки: частная или государственная. Лица, чей годовой доход на 2018 год составляет более 59 400 евро, могут выбрать частную страховую компанию (больничную кассу), которая самостоятельно установит им размер страхового взноса (начиная с 14-16% для среднего дохода). Остальные, чей доход ниже установленного, обязаны платить 7,5-8% своего годового дохода. Такой же процент выплачивает работодатель. Законодательно установлено, что качество оказываемой медицинской помощи не зависит от того, в какую кассу (государственную или частную) гражданин делает взносы, что делает примерно 95% всех услуг примерно одинаковыми. Оставшуюся часть покрывает дополнительный сервис. Для сравнения, в Казахстане работодатели в 2020 году продолжат платить за своих сотрудников отчисления и начнут делать взносы за работников: 2% от доходов за счет работодателя, а также 1% от доходов за счет средств работника, индивидуальные предприниматели за себя будут платить 5% от 1,4-кратного размера минимальной заработной платы на соответствующий финансовый год. Лица, самостоятельно оплачивающие взносы в фонд медицинского страхования, то есть не имеющие официальной регистрации, с 2020 года платят 5% от МЗП в месяц.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.